in English

Актуальные проблемы
экономики и права

 

16+

 

DOI: 10.21202/1993-047X.13.2019.1.913-922

скачать PDF

Авторы :
1. Анатолий Тимофеевич Зуб, доктор философских наук, заслуженный профессор МГУ, заместитель декана факультета государственного управления, профессор кафедры экономики инновационного развития факультета государственного управления
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

2. Сергей Сергеевич Кузьмин, кандидат технических наук, докторант кафедры экономики инновационного развития факультета государственного управления
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова



Парадигмы корпоративного роста: методологические основания


Цель: определение парадигм корпоративного роста и выявление их методологических оснований, служащих основой для объединения теорий, концепций и моделей роста фирмы в парадигмы.


Методы: методы исследования развития научного знания, разработанные в рамках постнеопозитивистского направления методологии науки, методология парадигм Т. Куна, научных исследовательских программ И. Лакатоса, эволюции научного знания С. Тулмина, «методологического анархизма» П. Фейерабенда, методы различения простых и сложных, механических и органических систем, принципы самоорганизации и синергетики.


Результаты: доказана эффективность использования общенаучной методологии парадигм для анализа тенденций исследования причин и закономерностей корпоративного роста. Определены три ключевые парадигмы корпоративного роста: каузальная парадигма, парадигма результатов роста и процессная парадигма. Показано, что основанием отнесения конкретной теории роста к той или иной парадигме являются разделяемые ею базисные общетеоретические и методологические принципы, специфические для каждой из парадигм. Выявлены тенденции развития парадигм роста и определено, что в настоящее время идет формирование новой, интеграционной парадигмы роста, в состав которой входят теории и теоретические модели, исследующие процессы интеграции компаний.


Научная новизна: в статье впервые в практике исследования корпоративного роста применена методология анализа развития научного знания как конкуренции парадигм, выявлена структура парадигм роста и сформулирована тенденция становления новой парадигмы корпоративного роста – интеграционной.

 

Практическая значимость: основные положения и выводы могут использоваться для анализа тенденций изменения и роста конкретных организаций и прогнозирования направлений их развития, а также в практике управленческого консалтинга.


Ключевые слова :

экономическая теория; парадигмы; корпоративный рост; модели организационного роста; механистические и органические организации; системный подход; альянсы


Cписок литературы :

1. Кун Т. Структура научных революций. М.: АСТ, 2015. 320 с.
2. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: Медиум, 1995. 236 с.
3. Тулмин С. Концептуальные революции в науке // Структура и развитие науки. М.: Прогресс, 1978.
4. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986. 543 с.
5. Поланьи К. Избранные работы. М.: Территория будущего, 2013. 200 с.
6. Глазьев С. Ю. О новой парадигме в экономической науке // Государственное управление. Электронный вестник. 2016. № 56, июнь. С. 5–39.
7. Гранди Т. Рост бизнеса. М.: Эксмо, 2007. 288 с.
8. Чаран Р. Рост ради прибыли. М.: Вильямс, 2006. 215 с.
9. Couto V., Plansky J., Gaglar D. Fit for Growth: A Guide to Strategic Cost Cutting, Restructuring, and Renewal. Hoboken: Wiley, 2017. 288 p.
10. Gil E. High growth handbook. San Francisco: Stripe Press, 2018. 344 p.
11. McKelvie A., Wiklund J. Advancing Firm Growth Research: A Focus on Growth Mode Instead of Growth Rate // Entrepreneurship theory and practice. 2010. Vol. 34, № 2. Pp. 261–288. DOI: 10.1111/j.1540-6520.2010.00375.x
12. Slowinski G. Reinventing corporate growth. Gladstone: Alliance management group, 2016.
13. Shepherd D., Wiklund J. Are we comparing apples with apples or apples with oranges? Appropriateness of knowledge accumulation across growth studies // Entrepreneurship Theory and Practice. 2009. Vol. 33, № 1. Pp. 105–123. DOI: 10.1111/j.1540-6520.2008.00282.x
14. Macpherson A., Holt R. Knowledge, learning and small firm growth: A systematic review of the evidence // Research Policy. 2007. Vol. 36, № 2. Pp. 172–192. DOI: 10.1016/j.respol.2006.10.001
15. Coad A. Firm growth: A survey // Papers on economics and evolution. № 0703 2007. Max Planck Institute of Economics, Evolutionary economics group, Jena, 2007. 72 p.
16. Морган Г. Образы организации. Стокгольмская школа экономики. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008. 504 с.
17. Gilbert B., McDougall P., Audretsch D. New venture growth: A review and extension // Journal of Management. 2006. Vol. 32, № 6. Рp. 926–950. DOI: 10.1177/0149206306293860
18. Каплан Р., Нортон Д. Стратегическое единство. Создание синергии организации с помощью сбалансированной системы показателей. М.: Вильмс, 2006. 371 с.
19. Jawahar I., McLaughlin G. Toward a descriptive stakeholder theory: an organizational life cycle approach // Academy of management Review. 2001. Vol. 26, No. 3. Pp. 397–414. DOI: 10.5465/amr.2001.4845803
20. Грейнер Л. Эволюция и революция в процессе роста организаций // Управление изменениями. СПб.: Высшая школа менеджмента, 2010. С. 192–209.
21. Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. М.: Питер, 2000.
22. Bolden D. Powell J. Labcorp: The DNA of a Corporation. Вoston: Chapel Hill, 2017. 160 с.
23. David G., Neilson G. Organizational to Executive: It’s in the DNA // Ivey Business Journal. 2006. Vol. 11, № 2. Pp. 1–16.
24. Thomas S. Jumpstart Your Service Revolution: Transform Your Company's DNA and Thrive in an Age of Disruption / Organizational DNA: Diagnosing your organization for increased Effectiveness / ed. by L. Harold and R. Silverman. Palo Alto: Davies Black publishing, 2018. Pp. 101–123.
25. Garnsey E., Stam E., Heffernan P. New firm growth: exploring processes and paths // Industry and Innovation. 2006. Vol. 13. № 1. Pp. 1–20. DOI: 10.1080/13662710500513367
26. Зуб А. Т. Управление изменениями. М.: Юрайт, 2017. 284 с.


Цитирование :

Зуб А. Т., Кузьмин С. С. Парадигмы корпоративного роста: методологические основания // Актуальные проблемы экономики и права. 2019. Т. 13, № 1. С. 913–922. DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.13.2019.1.913-922


Тип статьи : Научная статья

Дата поступления статьи :
07.12.2018

Дата принятия в печать :
02.03.2019

Дата онлайн размещения :
25.03.2019