in English

Актуальные проблемы
экономики и права

 

16+

 

DOI: 10.21202/1993-047X.14.2020.3.624-637

скачать PDF

Авторы :
1. Екатерина Георгиевна Леонидова, научный сотрудник
Вологодский научный центр Российской академии наук



Проблемы туризма как фактора развития региона в контексте влияния пандемии COVID-19


Цель: определение проблем функционирования туризма, ограничивающих его вклад в социально-экономическое развитие региона.
 
Методы: в процессе исследования использован комплекс научных методов: монографический (при изучении туризма как фактора, определяющего региональное развитие); экономико-статистический и сравнительный анализ (при изучении тенденций и закономерностей развития туристской отрасли региона, определении ключевых ограничений ее развития), а также общенаучные методы исследования, такие как синтез, анализ, индукция, дедукция и др.
 
Результаты: развитие туризма является одним из важнейших катализаторов развития российской экономики. В работе рассмотрено развитие туризма в Российской Федерации, а также определены основные факторы и ограничения для развития внутреннего туризма, в том числе влияние пандемии 2020 г. На основе анализа развития сферы туризма в Вологодской области определены основные тенденции и проблемы ее функционирования, сделан вывод о недостаточной развитости транспортной инфраструктуры, нехватке номеров коллективных средств размещения высокого уровня, сокращении числа туроператоров, что сдерживает вклад отрасли в экономику региона.
 
Научная новизна: выявлено, что повышению влияния туризма на развитие региона в ближайшей перспективе будет способствовать решение инфраструктурных проблем, а также диверсификация туристского предложения, что позволит увеличить объем туристского спроса.
 
Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной деятельности при исследовании проблем регионального туризма, а также региональными органами власти при разработке программ развития внутреннего туризма.

Ключевые слова :

туризм; экономика региона; развитие; фактор


Cписок литературы :
1. Tourism and economic growth: Does democracy matter? / N. Antonakakis, M. Dragouni, B. Eeckels, G. Filis // Annals of Tourism Research. 2016. Vol. 39. Pp. 231–267.
2. International tourism and economic growth and trade: Variance decomposition analysis / B. Shakouri, S. K. Yazdi, N. Nategian, N. Shikhrezaei // Journal of Tourism & Hospitality. 2017. Vol. 6, № 3 (286). DOI: 10.4172/2167-0269.1000286
3. Мосалев А. И., Дементьев Д. А. Система институтов управления в сфере туризма // Проблемы теории и практики управления. 2020. № 4. C. 121–131.
4. Dai Bin, Jiang Yiyi. Characteristics of the scene and the choice of policy for the development of outbound tourism in China // Tourism Journal. 2013. № 28 (1). Pp. 39–45.
5. Tourism and regional income inequality: evidence from China / H. Li, J. Li Chen, G. Li, C. Goh // Annals of Tourism Research. 2016. Vol. 58. Pp. 81–99.
6. Domestic tourism and regional inequality in Brazil / E. A. Haddad, A. A. Porsse, W. Rabahy // Tourism Economics. 2013. № 19 (1). Pp. 173–186.
7. Repercussion effects of consumption by domestic tourists in Tokyo and Kyoto estimated using a regional waste input-output approach / M. Tsukui, I. Takumi, M. Kagatsume // Journal of Economic Strictures. 2017. № 6 (1). Pp. 1–17.
8. Massidda, C., Etzo, I. The determinants of Italian domestic tourism: A panel data analysis // Tourism Management. 2012. № 33. Pp. 603–610.
9. Pratt S. The economic impact of tourism in SIDS // Annals of Tourism Research. 2015. Vol. 52. Pp. 148–160.
10. Sindiga I. Domestic tourism in Kenya // Annals of Tourism Research. 1996. Vol. 1. Pp. 19–31.
11. Does tourism development contribute to human capital development in Africa? / O. Folarin, E. Oladipupo, K. Ajogbeje, O. Adeniyi // Tourism. 2017. № 65. Pp. 314–329.
12. Na W. Research on the tendency of national domestic tourism // Journal of Chemical and Pharmaceutical Research. 2014. № 6 (6). Pp. 1862–1865.
13. Leonidova E. G. Stimulating final consumption within the reduction of regional inequality // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2020. Vol. 13, № 3. Pp. 59–73. DOI: 10.15838/esc.2020.3.69.5
14. Human Development and Tourism Specialization. Evidence from a Panel of Developed and Developing Countries: HDI and Tourism Specialization / B. Biagi, M. G. Ladu, V. Royuela // International Journal of Tourism Research. 2016. DOI: 19.10.1002/jtr.2094
15. Состояние российского туризма, проблемы и перспективы / В. И. Кружалин, К. В. Кружалин, Н. В. Шабалина // Вестник национальной академии туризма. 2016. № 1. C. 10–13.
16. Клейман А. А., Бабанчикова О. А. О новой траектории и стратегии развития туристского бизнеса в условиях экономической турбулентности // Вестник НАТ. 2015. № 1. С. 22–29.
17. Макеева Д. Р. Экономика туризма России на современном этапе: от выездного туризма к ориентированному на внутренний рынок // Вопросы региональной экономики. 2015. № 1. С. 39–48.
18. Быстров С. А. Внутренний туризм как стратегически важное направление развития туристского рынка РФ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С. 966–970. URL: https://e-koncept.ru/2016/96108.htm (дата обращения: 21.06.2020).
19. Леонидова Е. Г. Проблемы управления и развития сферы внутреннего туризма // Проблемы развития территории. 2018. № 6 (98). С. 64–73. DOI: 10.15838/ptd.2018.6.98.4
20. Комлева Н. С., Солдатова Н. С. Оценка стратегического потенциала развития индустрии гостеприимства и туризма Республики Карелия // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2015. № 9. С. 18–27.
21. Семенова Е. В., Маслова Н. В. Проблемы развития внутреннего туризма и некоторые пути их решения // Вестник Национальной академии туризма. 2016. № 3. С. 34–36.
22. Leonidova E. G. Domestic Tourism Development in a Region // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2017. Vol. 10, № 2. Pp. 271–283. DOI: 10.15838/esc.2017.2.50.15
23. Григоренко Т. Н., Казьмина Л. Н. Приоритеты в области развития внутреннего и въездного туризма России на современном этапе // Вестник Национальной академии туризма. 2015. № 4. C. 14–17.
24. Черникова Л. И., Фаизова Г. Р. К вопросу переориентации на внутренний туризм // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. С. 52–60.
25. Зюляев Н. А. Эконометрический анализ спроса россиян на внутренний туризм // Российское предпринимательство. 2017. № 4. С. 461–470. DOI: 10.18334/rp.18.4.37538
26. Владыкина Ю. О., Розумная Н. В. Особенности формирования спроса на внутренний туризм: опыт сибирских территорий // Сервис в России и за рубежом. 2017. № 4. С. 147–155.
27. Леонидова Е. Г. Стимулирование развития внутреннего туризма: отечественный и зарубежный опыт // Вопросы территориального развития. 2016. № 3 (33). URL: http://vtr.vscc.ac.ru/article/1886 (дата обращения: 21.06.2020).
28. Леонидова Е. Г. Направления развития внутреннего туризма в регионе // Проблемы развития территории. 2017. № 4 (90). С. 67–78.
29. Ускова Т. В. Социально-экономический ресурс туризма. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. 182 c.
30. Туриндустрия через призму драйверов и барьеров бизнеса // Центр стратегических разработок. URL: https://www.csr.ru/ru/publications/turindustriya-cherez-prizmu-drayverov-i-barerov-biznesa/ (дата обращения: 21.06.2020).
31. Туризм в Российской Федерации: возможности для импортозамещения / Т. В. Ускова, В. К. Егоров, Е. Г. Леонидова // Проблемы развития территории. 2016. № 4 (84). С. 32–46.

Цитирование :
Леонидова Е. Г. Проблемы туризма как фактора развития региона в контексте влияния пандемии COVID-19 // Актуальные проблемы экономики и права. 2020. Т. 14, № 3. С. 624–637. DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.14.2020.3.624-637

Тип статьи : Научная статья

Дата поступления статьи :
16.07.2020

Дата принятия в печать :
23.08.2020

Дата онлайн размещения :
25.09.2020