in English

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

16+

 

DOI: 10.21202/1993-047X.13.2019.4.1637-1645

скачать PDF

Авторы :
1. Яна Евгеньевна Бразовская, доцент кафедры международного и морского права
Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова

2. Сергей Сергеевич Желонкин, к. ю. н., доцент кафедры гражданского и корпоративного права
Санкт-Петербургский государственный экономический университет



Историко-правовой анализ унификации документального оформления прибытия торговых судов в иностранные порты


Цель: создание правового механизма унификации правовых норм, регулирующих коммерческую эксплуатацию морского транспорта.


Методы: историко-правовой, формально-логический, системный, сравнительно-правовой, статистический.


Результаты: актуальность выбранной темы связана с важностью развития частноправовых отношений на морском транспорте и необходимостью понимания неотъемлемости береговой инфраструктуры и транспортно-технологических портовых комплексов для развития коммерческого судоходства. В работе рассмотрена проблема ограничения захода морских судов, выполняющих коммерческие рейсы, в морские порты и обоснована необходимость поиска оптимального механизма документального оформления прибытия торговых судов в иностранные порты. Авторы поставили задачей проанализировать исторические предпосылки развития принципа свободы доступа в морские порты и развития правового режима морских портов. Основу исследования составили международно-правовые, национально-правовые нормы различных государств и судебная практика. Авторами изучена работа Института международного права по унификации международных норм, регулирующих режим судов в иностранных портах, рассмотрены положения Конвенции и статута о международном режиме морских портов, нормы национального права иностранных государств. Сделан вывод о сложившемся обычае доступности для иностранных судов морских торговых портов посредством признания их открытыми.

 

Научная новизна: связана не только с обоснованием права государства как суверена устанавливать общие правила плавания и стоянки судов в морских портах и на подходах к ним, но и с анализом современной ситуации, осложненной санкционной политикой некоторых государств. В настоящей статье авторы пришли к выводу, что оптимальным механизмом для улучшения и оптимизации внешнеэкономических отношений в области морского права может стать унификация правовых норм, регулирующих коммерческую эксплуатацию морского транспорта, в частности при оформлении прибытия торговых судов в морские порты.


Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной, педагогической и правоприменительной деятельности при изучении вопросов, связанных с коммерческим судоходством.


Ключевые слова :

международное частное право; коммерческое судоходство; портовые формальности; морской порт; режим морских портов; морское право; санкции; доступ иностранных судов в порты


Cписок литературы :

1. Перельс Ф. Современное морское международное право. Ч. 1. Состояние мира. СПб.: Тип. Морского министерства в главном адмиралтействе, 1884. 615 c.


2. Бразовская Я. Е. Проблемы правового регулирования грузооборота в морских портах России // Транспортное право. 2009. № 4. С. 27.


3. Российское законодательство X–XX вв.: в 9 т. Т. 4: Законодательство периода становления абсолютизма / отв. ред. А. Г. Маньков. М.: Юридическая литература, 1986.


4. Устав купеческого водоходства по рекам, водам и морям. Ч. 1. М.: Книга по требованию, 2012. 68 с.


5. Мешера В. Ф. Советское морское право. М.: Транспорт, 1985.


6. Ортолан Т. Морское международное право. СПб., 1865. 186 c.


7. Иванов Г. Г. Правовое регулирование морского судоходства в Российской Федерации. М.: Спартак, 2002. 70 c.


8. Коровин Е. А. Международные договоры и акты нового времени. М., 1925. 395 с.


9. Конвенция и статут о международном режиме морских портов от 09.12.1923. Женева // Морское право и практика. № 6. Информационный сборник. Вып. 40. Ленинград: Морской транспорт, 1959.


10. Егорьев В. В. Положение иностранных торговых судов в береговых водах и портах СССР. Морское право СССР. М.: Внешторгиздат, 1932. 120 c.


11. Иванов Г. Г. Правовой режим морских портов. М.: Транспорт, 1988. 125 c.


12. Правовое регулирование морского судоходства / А. О. Балобанов, Г. И. Пузанова, К. Стефаноу, М. Валраханнс. М.: Астропринт, 2003. 255 c.


13. Правовое регулирование морского судоходства в Российской Федерации. М.: Спарк, 2002. 478 с.


14. Бразовская Я. Е. Правовое регулирование государственного портового контроля в Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 5. С. 76–79.


15. Юридический справочник капитана судов заграничного плавания / под ред. А. С. Кокина. Л.: Изд-во Межд. фонда истории науки, 1991. 600 c.


16. Бразовская Я. Е. Правовое регулирование деятельности морских портов: учеб.-метод. пособие. СПб.: Изд-во ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, 2017. 116 c.


17. Бразовская Я. Е. Конвергенция в правовом регулировании приарктических государств: настоящее, возможное будущее // Вопросы российского и международного права. 2017. Т. 7, № 8А. С. 76.


Цитирование :

Бразовская Я. Е., Желонкин С. С. Историко-правовой анализ унификации документального оформления прибытия торговых судов в иностранные порты // Актуальные проблемы экономики и права. 2019. Т. 13, № 4. С. 1637–1645. DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.13.2019.4.1637-1645


Тип статьи : Научная статья

Дата поступления статьи :
22.08.2019

Дата принятия в печать :
18.11.2019

Дата онлайн размещения :
25.12.2019