in English

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

16+

 

DOI: 10.21202/1993-047X.13.2019.4.1493-1506

скачать PDF

Авторы :
1. Андрей Игоревич Волынский, младший научный сотрудник
Институт экономики РАН

2. Мария Семеновна Круглова, младший научный сотрудник
Институт экономики РАН

3. Петр Валерьевич Рожков, старший лаборант
Институт экономики РАН

4. Александр Александрович Рубинштейн, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник
Институт экономики РАН



Механизм принятия законодательных решений в РФ как метод экономического регулирования: на основе анализа количественных данных базы LAWSTREAM.RU


Цель: рассмотрение использования механизмов принятия законодательных решений в Российской Федерации как инструмента экономического регулирования на основе количественных данных базы LAWSTREAM.RU и подтверждение или опровержение гипотезы, согласно которой провалы в динамике темпов роста ВВП побуждают государственного регулятора к активизации нормотворчества.


Методы: абстрактно-логический, сравнения, корреляционный анализ.


Результаты: механизм принятия законодательных решений может и должен рассматриваться как инструмент реализации политики экономического регулирования. Эффективность реформ определяется тем, каким образом правительство как регулирующий экономическую систему орган использует имеющиеся механизмы принятия законодательных решений в области регулирования экономики. В работе проанализированы институциональные аспекты проведения экономических реформ. Проводится сравнение количественной динамики вносимых на рассмотрение Государственной Думы и принимаемых ею законопроектов в сфере регулирования экономических отношений и динамики роста российского ВВП на временном отрезке 1994–2018 гг. Показана взаимосвязь между макроэкономической ситуацией и законодательной активностью в экономической сфере со стороны правительства и президента, подтверждена гипотеза о влиянии динамики темпов роста ВВП на законодательную активность президента и правительства в сфере регулирования экономики и финансов в случае резко отрицательных показателей для ВВП. Установлено, что пик активности государственного регулятора в нормативно-правовой сфере является реакцией системы в случае резко отрицательных показателей для ВВП.


Научная новизна: в статье впервые предпринята попытка сопоставления количественных показателей принятых законопроектов в области регулирования экономической сферы и динамики странового ВВП.


Практическая значимость: полученные авторами результаты полезны для описания модели законодательного воздействия российской исполнительной власти на экономическую среду с учетом текущих макроэкономических показателей.


Ключевые слова :

экономика и управление народным хозяйством; институциональный дизайн; экономические реформы; экономическая политика; законодательство РФ


Cписок литературы :

1. OECD Glossary of Statistical Terms – Regulation Definition. URL: https://stats.oecd.org/glossary/detail.asp?ID=3295 (дата обращения: 02.10.2019).


2. Волынский А. И. Институциональный дизайн и теория реформ в российском экономическом дискурсе // Terra economicus, 2018. Т. 16, № 4. С. 29–40.


3. Полтерович В. М. Современное состояние теории экономических реформ // Пространственная экономика, 2008. № 2. С. 6–45.


4. Полтерович В. М. Стратегии институциональных реформ, или Искусство реформ: Препринт WP10/2007/08. М.: ГУ – ВШЭ, 2007. 24 c.


5. Социокультурные факторы инновационного развития и успешной имплементации реформ // Центр стратегических разработок. 2017. URL: https://csr.ru/wp-content/uploads/2017/09/Report-SF.pdf (дата обращения: 02.10.2019).


6. Полтерович В. М. Институциональные ловушки: есть ли выход? // Общественные науки и современность. 2004. № 3. С. 5–16.


7. Верников А. В. Нецелевое использование института на примере страхования банковских вкладов в России // Банковское дело. 2018. № 6. С. 34–39.


8. Полищук Л. И. Нецелевое использование институтов: причины и следствия // Вопросы экономики. 2008. № 8. С. 28–44.


9. На пути к новой экономической теории государства / О. И. Ананьин, М. И. Воейков, Г. Д. Гловели и др. M.: ИЭ РАН, 2018.


10. Городецкий А. Е., Рубинштейн А. Я. Некоторые аспекты экономической теории государства. М.: ИЭ РАН, 2017.

11. Круглова М. С. Теория институционального дизайна: от поиска идеальных институтов к работам блумингтонской школы // Terra economicus. 2018. Т. 16, № 4. С. 17–28.


12. Klijn Erik Hans, Koppenjan Joop. Institutional design: Changing institutional features of networks // Public Management Review. March. 2006. Vol. 8. Is. 1. Pp. 141–160.


13. Ostrom E. Governing the Commons: The Evolution of Institutions for Collective Action. Cambridge University Press, 1990.

14. Ostrom E. A General Framework for Analyzing Sustainability of Social-Ecological Systems // Science. 2009. № 325 (5939). Pp. 419–422.


15. Капелюшников Р. И. Множественность институциональных миров: Нобелевская премия по экономике – 2009 // Экономический журнал ВШЭ. 2010. № 14 (1). С. 12–69.


16. Coram B. T. Second best theories and the implications for institutional design // The Theory of Institutional Design / ed. R. E. Goodin. Cambridge, Cambridge University Press, 1996. Pp. 90–125.


17. Rodrik Dani. Second-best institutions // NBER Working Paper No. 14050. June 2008.


18. Hurwicz L. But Who Will Guard the Guardians? // University of Minnesota working paper. 1998.


19. Теория экономических механизмов (Нобелевская премия по экономике 2007 г.) / С. Измалков, К. Сонин, М. Юдкевич // Вопросы экономики. 2008. № 1. С. 4–26.

 

20. Truth-telling by Third-party Auditors and the Response of Polluting Firms: Experimental Evidence from India / E. M. Duflo, R. Pande Greenstone, N. Ryan // The Quarterly Journal of Economics. 2013. Pp. 1499–1545.


21. Duflo E. The Economist as Plumber // NBER Working Paper No. 23213 March 2017.


22. Menard C. Research Frontiers in New Institutional Economics. Revista de Administração // Management Journal, Elsevier. 2018. № 53 (1). Pp. 3–10.


23. Addressing the policy-implementation gaps in water services: the key role of meso-institutions / C. Menard, A. Jimenez, H. Tropp // Water International. № 2018. 43(1). Pp.13–33.


24. Menard C. Embedding organizational arrangements: towards a general model // Journal of Institutional Economics. 2014. № 10 (4). Pp. 567–589.


25. Круглова М. С. Теория мезо-институтов Клода Менара и ее использование в институциональном дизайне // Journal of Institutional Studies. 2018. Т. 9, № 3. С. 49–57.


26. Шаститко А. Е. Мезоинституты: умножение сущностей или развитие программы экономических исследований? // Вопросы экономики. 2019. № 5. С. 5–25.


27. Пушкин А. С. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 10: Письма, 1831–1837 гг. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1962.


28. Ахиезер А. С. Россия как большое общество. 1991 // Вопросы философии. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=542&Itemid=55 (дата обращения: 02.10.2019).


29. Гаджиев Г. А. Легитимация идей «Права и экономики» (новые познавательные структуры для гражданского права) // Вестник гражданского права. 2017. Т. 17, № 6. С. 108–173.


30. Конституционная экономика / отв. ред. Г. А. Гаджиев. М.: Юстицинформ, 2010. 256 с.


31. Одинцова М. И. Экономика права: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2018. 345 с.


32. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Новое издательство. 2007. 224 с.


33. Борисов С. Р., Квитко С. А. Влияние институциональных факторов на активность предпринимателей в странах постсоветского пространства // Бизнес. Общество. Власть. 2018. № 28. С. 97–113.


34. Варварин А. В. Механизмы отстаивания корпоративных интересов в органах государственной власти // Бизнес. Общество. Власть. 2019. № 31. С. 7–11.


35. Регуляторная политика в России: основные тенденции и архитектура будущего. М.: Центр стратегических разработок, 2018. URL: https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2018/05/REGULYATORNAYA-POLITIKA-V-ROSSII_INTERNET.pdf (дата обращения: 02.10.2019).


36. Осипов М. Ю. Качество российского законодательства как ключ к повышению его эффективности // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10, № 4. С. 88–95. DOI: 10.21202/1993-047X.10.2016.4.88-95

37. Regulation and Macroeconomic Performance / N. V. Loayza, A. M. Oviedo, L. Servén // Policy Research Working Paper. No. 3469. World Bank, Washington, DC, 2004. URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/8953?show=full (дата обращения: 02.10.2019)


38. Regulation and growth / S. Djankov, C. McLiesh, R. M. Ramalho // Economic Letters. 2006. Vol. 92, Is. 3. Pp. 395–401.

39. Павлов П. Н. Экономические факторы нормотворческой активности в России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 2. С. 39–70.


40. Dawson J., Seater J. Federal Regulation and Aggregate Economic Growth // Journal of Economic Growth. 2013. Vol. 18, № 2. Pp. 137–177.


41. Coffey B., McLaughlin P., Peretto P. The Cumulative Cost of Regulations // Mercatus Research Paper. April 2016. URL: https://ssrn.com/abstract=2869145 (дата обращения: 02.10.2019).


42. Malone T., Chambers D. Quantifying Federal Regulatory Burdens in the Beer Value Chain // Agribusiness. 2017. Vol. 33, № 3. Pp. 466–471.


43. Ткаченко Н. Статистический анализ федерального законодательства. М.: Центр стратегических разработок, 2017. URL: https://csr.ru/wp-content/uploads/2017/02/Issledovanie_TSSR_statistika-po-zakonoproektam.pdf (дата обращения: 02.10.2019)


44. База данных LAWSTREAM.RU: Количественные оценки институциональных изменений / С. Г. Кирдина, А. А. Рубинштейн, И. В. Толмачева. М.: ИЭ РАН. 2009.


45. Российская модель институциональных изменений: опыт эмпирико-статистического исследования / С. Г. Кирдина, И. Л. Кирилюк, А. А. Рубинштейн, И. В. Толмачева // Вопросы экономики. 2010. № 11. С. 97–114.


46. Кирдина С. Г., Рубинштейн А. А. Эффекты path dependence и экономии от масштаба в российском законотворчестве // Вопросы экономики. 2014. № 11. С. 58–82.

 

47. Волынский А. И., Круглова М. С. Циклы законодательного процесса в России: политологический анализ // Социально-политические науки. 2016. № 1. С. 11–19.


48. Законодательные механизмы в РФ как инструмент институционального дизайна: на материалах анализа количественных данных базы LAWSTREAM.RU / А. И. Волынский, М. С. Круглова, П. В. Рожков, А. А. Рубинштейн // Вопросы теоретической экономики. 2018. № 2 (3). С. 91–100.


49. Худяев П. В. Институциональные изменения в процессе самоорганизации экономики: дис. … канд. экон. наук. Улан-Удэ, 2016.


Цитирование :

Волынский А. И., Круглова М. С., Рожков П. В., Рубинштейн А. А. Механизм принятия законодательных решений в РФ как метод экономического регулирования: на основе анализа количественных данных базы LAWSTREAM.RU // Актуальные проблемы экономики и права. 2019. Т. 13, № 4. С. 1493–1506. DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.13.2019.4.1493-1506


Тип статьи : Научная статья

Дата поступления статьи :
30.10.2019

Дата принятия в печать :
02.12.2019

Дата онлайн размещения :
25.12.2019