in English

Актуальные проблемы
экономики и права

 

16+

 

DOI: 10.21202/1993-047X.13.2019.3.1356-1369

скачать PDF

Авторы :
1. Максим Александрович Головчин, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук»



Влияние интернет-активности на жизнь в эпоху цифровизации общества и экономики: на данных регионального исследования


Цель: выделение эффектов влияния Интернета на общество и экономику; разработка типологизации пользователей Сети исходя из повторяемости обращений к цифровым ресурсам; определение влияния частоты использования интернет-технологий на различные (экономические, социальные) аспекты жизни населения; проверка гипотезы о созависимости стремления к компенсации социальной неудовлетворенности и интернет-активности.


Методы: линейная корреляция Пирсона для данных социологического опроса.


Результаты: определено, что влияние цифровизации на жизнь общества обуславливается такими явлениями, как киберсоциализация, сетевой импринтинг, информационный консьюмеризм и кризис самоидентификации. На основе результатов анкетирования, проведенного в Вологодской области среди экономически активного населения (N = 1500), доказано, что Интернет в ряде случаев используется как замена тех аспектов социальной реальности, к которым пользователь настроен критически. С помощью линейной корреляции Пирсона на примере выборки социологического опроса определена теснота статистической связи между частотой обращения к интернет-ресурсам и показателями социального самочувствия, которая показывает обратную зависимость этих переменных.


Научная новизна: для достижения задач исследования предложена типология интернет-пользователей: индифферентные, умеренные, постоянные. В основу типологии положена частота обращения населения к цифровым ресурсам (тогда как в научной традиции более распространены методики, рассматривающие интернет-активность как аддиктивное проявление). Подобный подход вносит вклад в развитие теории изучения цифровой экономики.


Практическая значимость: предложены рекомендации по объединению усилий образовательной, научной общественности, медицины и структур гражданского общества по разработке модели желательной интернет-активности.


Ключевые слова :

аспекты цифровой экономики; Интернет; интернет-активность; интернет-аддикция; социальные настроения; социальные ожидания; киберсоциализация; сетевой импринтинг; информационный консьюмеризм


Cписок литературы :

1. Саенко Л. А., Егоров М. В. Интернет-пространство как фактор формирования сетевого сообщества // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. № 1. С. 159–162.


2. ICT Facts and Figures 2016. URL: http://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/facts/default.aspx (дата обращения: 22.04.2019).


3. Интернет-аудитория в России за год выросла за счет старшего поколения. URL: https://www.rbc.ru/society/17/01/2018/5a5e8e149a79476a7c4133a1 (дата обращения: 22.04.2019).


4. Спрос на массовые открытые онлайн-курсы (MOOC): опыт российского образования / Я. М. Рощина, С. Ю. Рощин, В. Н. Рудаков // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 174–199. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-1-174-199

5. Чебунина О. А. Виртуальный социальный капитал в процессе интернет-социализации молодежи // Гуманитарий Юга России. 2019. № 1. С. 229–241.


6. Влияние Интернета на социализацию молодежи / М. С. Чванова, М. С. Анурьева, И. А. Киселева // Вестник ТГУ. 2017. № 5 (169). С. 23–36. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-23-36


7. van Welsum D., Overmeer W., van Ark B. Unlocking the ICT Growth Potential in Europe: Enabling People and Businesses. Using Scenarios to Build a New Narrative for the Role of ICT in Growth in Europe. Brussels: European Commission. URL: http://bit.ly/2mMCI3L (дата обращения: 22.04.2019).


8. Викторова Е. В. Социокультурный подход к анализу природы импрессинга // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 1. С. 253–262. DOI: 10.17805/zpu.2016.1.21


9. Технологии изменения сознания в деструктивных культах / Т. Лири, М. Стюарт и др.; под ред. И. Митрофановой. СПб.: Экслибрис, 2004. 223 с.


10. Карпов В. Э. Импринтинг и центральные моторные программы в робототехнике. URL: http://www.raai.org/resurs/papers/kolomna2007/karpov.html (дата обращения: 19.04.2019).


11. Батыгин Г. С. Социология Интернет: Наука и образование в виртуальном пространстве // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2001. № 1. С. 6–16.


12. Карасева М. В. Учитель, ученик и пространство «2.0»: особенности изменения коммуникативных отношений в современной музыкальной педагогике // Научный вестник Московской консерватории. 2014. № 3. С. 108–125.

13. Сапогова Е. Е. Автобиографирование как процесс самоидентификации личности // Культурно-историческая психология. 2011. № 2. С. 37–51.

 

14. Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. М.: ACT, 2000. 448 с.


15. Middleton B. Consumerism: A Pragmatic Ideology // Consumer Policy Review. 1998. Vol. 8, № 6. Pp. 213–217.


16. Hofstede G. Culture’s Consequences: International Differences in Work-Related Values, London: Sage Publications, 1980. 327 p.


17. McDaniel J. Living from the Center: Spirituality in an Age of Consumerism. St. Louis, Missouri: Chalice Press, 2000. 176 p.

18. Kucuk S. U. Changing Consumerism with the Internet: A Global Perspective // Journal of Euromarketing. 2002. № 12 (1). Pp. 41–61. DOI: 10.1300/J037v12n01_04


19. Ильин А. Н. От информационной дезориентации к поверхностному потреблению информации // Информационное общество. 2014. № 5–6. С. 42–49.


20. Ильин А. Н. Информационное общество и феномен скользящего консьюмеризма // Информационное общество. 2015. № 2–3. С. 59–67.


21. Полудина В. П. Информационный шум в интернете как проблема потребления коммуникации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14, № 5. С. 386–394.


22. Ильин А. Н. Проблема информационного консьюмеризма // Информационное общество. 2013. № 6. С. 22–28.

23. Чумакова В. П. Представления современных российских студентов об информационной перегрузке в социальных медиа // Информационное общество. 2017. № 4–5. С. 63–70.


24. Южанинова Е. Р., Кейдия К. З. Самоидентификация современного человека: причины кризиса и его развития в интернет-пространстве // Теория и практика общественного развития. 2013. № 4. С. 28–31.


25. Young K. S. Caught in the Net. How to Recognize the Signs of Internet Addiction and a Winning Strategy for Recovery. New York: John Wiley & Sons Inc., 1998. 256 p.


26. Chen S.-H., Weng L. J., Su Y. J., Wu H. M., Yang P. F. Development of Chinese Internet Addiction Scale and Its Psychometric Study // Chinese Journal of Psychology. 2003. № 45 (3). Pp. 279–294.


27. Шкала интернет-зависимости Анастасии Жичкиной. URL: https://psylist.net/praktikum/00295.htm (дата обращения: 22.04.2019).


28. Егоров А. Ю., Голенков А. В. Поведенческие аддикции // Вестник ЧГУ. 2005. № 2. С. 55–69.


29. «Цифровое поколение» миллениалов: мифы и реалии. URL: https://lpgenerator.ru/blog/2016/02/10/cifrovoe-pokoleniemillenialov-mify-i-realii/ (дата обращения: 22.04.2019).


30. Technical Report of the Survey of Adult Skills (PIAAC). URL: https://www.oecd.org/skills/piaac/_Technical%20Report_17OCT13.pdf (дата обращения: 22.04.2019).

31. Головчин М. А., Мкоян Г. С. Молодежь на постсоветском пространстве в условиях ценностной трансформации общества (на примере России и Армении) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. № 3. С. 215–229. DOI: 10.15838/esc.2018.3.57.14


32. Лукьянова Н. А., Чайковский Д. В. Символические стратегии легитимации и воспроизводства власти // Личность. Культура. Общество. 2013. Т. 15, № 3–4. С. 199–205.


33. Эскалация насилия в школах: за 2 года количество нападений на учителей выросло в полтора раза. URL: https://www.newsru.com/russia/18may2007/school.html (дата обращения: 22.04.2019).


34. Ильин А. А. Модель системы социально-информационных практик и типология интернет-зависимости // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. № 6–1. С. 131–136.

35. Молодежь современной России – ключевой ресурс модернизации. Вологда: Институт социально-экономического развития территорий РАН, 2013. 148 с.


36. Человеческий капитал в инновационной экономике / К. А. Устинова, Е. С. Губанова, Г. В. Леонидова. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2015. 195 c.


37. Шабунова А. А. Общественное развитие и демографические вызовы современности // Проблемы развития территории. 2014. № 2 (70). С. 7–17.


38. Головчин М. А. Ментальные основы формирования образа жизни у молодежи: на материалах Вологодской области // Проблемы развития территории. 2016. № 5 (85). С. 72–89.


39. Головчин М. А. Молодежь и социальная перспектива: региональный опыт исследования // Проблемы развития территории. 2016. № 2 (82). С. 112–122.


40. Головчин М. А., Соловьева Т. С. Формирование ИКТ-компетентности населения как фактор готовности региона к информационному обществу // Социология образования. 2013. № 12. С. 108–116.


41. Белобородова А. Л., Мартынова О. В. Развитие интернет-торговли в России: тенденции, проблемы, перспективы // Казанский экономический вестник. 2016. № 2 (22). С. 70–75.


Цитирование :

 Головчин М. А. Влияние интернет-активности на жизнь в эпоху цифровизации общества и экономики: на данных регионального исследования // Актуальные проблемы экономики и права. 2019. Т. 13, № 3. С. 1356–1369. DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.13.2019.3.1356-1369


Тип статьи : Научная статья

Дата поступления статьи :
16.05.2019

Дата принятия в печать :
05.08.2019

Дата онлайн размещения :
25.09.2019