in English

Актуальные проблемы
экономики и права

 

16+

 

DOI: 10.21202/1993-047X.13.2019.2.1192-1201

скачать PDF

Авторы :
1. Елена Владимировна Сологуб, аспирант
Дальневосточный федеральный университет



Теоретические подходы к формированию потребительской ценности товара/услуги


Цель: определение способов формирования потребительской ценности товаров/услуг на основе имеющихся подходов и методов.


Методы: применяется компаративный анализ, используются диалектический метод научного познания, логический анализ. При изучении документальных источников использован метод контент-анализа. Задействованы методы описания и обобщения. В исследовании используется системный подход, заключающийся в выделении методологических принципов, которые способствуют возможности рассмотрения изучаемых подходов к формированию потребительской ценности товара/услуги.


Результаты: в маркетинге одной из важнейших категорий является подход, основанный на оценке ценности товара или услуги потребителем. В статье подчеркивается необходимость учета при формировании корпоративной стратегии противоречий в понимании ценности товара потребителем и производителем. Автором проанализированы существующие подходы к формированию потребительской ценности товара/услуги, изучаются особенности этих подходов. Выделяются значимые факторы, которые необходимо учитывать при создании потребительской ценности. В частности, проанализированы концепции предоставляемой потребительской ценности, теория управления качеством, концепция совместного создания ценности, которая в настоящее время является одной из ключевых тенденций в бизнес-сообществе. Также рассмотрен подход формирования цепочек создания потребительской ценности, уровни их формирования.


Научная новизна: обозначается противоречие между значимыми факторами потребительской ценности товара/услуги для компании и для потребителя, предлагается деление потребительских ценностей на четыре укрупненные группы.


Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы для формирования потребительской ценности товара/услуги, обеспечивающей компании устойчивое конкурентное преимущество.


Ключевые слова :

экономика и управление народным хозяйством; потребительская ценность; формирование потребительской ценности; ценностный подход; товар; услуга; потребитель


Cписок литературы :

1. Мельничук В. М. Теоретические аспекты определения сущности формирования потребительской ценности товара // Вестник МГОУ. Серия «Экономика». 2003. № 4. С. 20–27.
2. Репина А. В. Семантика и соотношение понятий ценности и стоимости в контексте маркетинговых исследований // Проблемы современной экономики. 2012. № 3 (43). С. 189–192.
3. Кревенс Д. В. Стратегический маркетинг. 6-е изд.: пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. 752 с.
4. Van Doorn J. Customer engagement behavior: Theoretical foundations and research directions / K. N. Lemon, V. Mittal, S. Nass, D. Pick, P. Pirner, P. C. Verhoef // Journal of Service Research. 2010. № 13 (3). Pp. 253–266. DOI: 10.1177/1094670510375599
5. Day S. George The Capabilities of Market-Driven Organizations // Journal of Marketing. October. 1994. Pp. 40–43.
6. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент / Ф. Котлер, К. Келлер. 12-е изд. СПб.: Питер, 2012. 816 c.
7. МакДональд М. Сфера услуг. Полное пошаговое руководство по маркетинговому планированию / М. МакДональд, Э. Пэйн. М.: Эксмо, 2009. 445 c.
8. Алешина И. В. Инновация как новая потребительская ценность // Инновации. 2016. № 5 (211). C. 84–88.
9. Prahalad C. K. Co-opting Customer Competence / C. K. Prahalad, V. Ramaswamy // Harvard Business Review. 2000. № 78 (1). Pp. 79–87.
10. Troy K. Change Management: Striving for Customer Value. New York, NY: Conference Board, 1996. P. 5.
11. Prahalad C. K. The Core Competence of the Corporation. / C. Prahalad, G. Hamel // Harvard Bussiness Review. May – June. 1990. Pp. 79–91.
12. Prahalad C. K. Co-creation experiences: The next practice in value creation / C. K. Prahalad, V. Ramaswamy // Journal of Interactive Marketing. 2004. № 18 (3). Pp. 5–14. URL: http://dx.doi.org/10.1002/dir.20015
13. Customer engagement: conceptual domain, fundamental propositions, and implications for research / R. J. Brodie, L. D. Hollebeek, B. Juric, A. Ilic // Journal of Service Research. 2011. Vol. 14. № 3. Pp. 252–271. DOI: 10.1177/1094670511411703
14. Hoyer W. D., Chandy R., Dorotic M., Krafft M., Singh S. S. Consumer co-creation in new product development // Journal of Service Research. 2010. № 13 (3). Pp. 283–296. DOI: 10.1177/1094670510375604
15. Bitner M., Ostrom A., Morgan F. Service Blueprinting: A Practical Technique for Service Innovation // California Management Review. 2008. № 50 (3). Pp. 66–94. DOI: 10.2307/41166446
16. Vargo S., Lusch R. Service-dominant logic: continuing the evolution // Journal of the Academy of Marketing Science. 2008. № 36 (1). Pp. 1–10. DOI: 10.1007/s11747–007–0069–6
17. An Intergated Framework For Customer Value and Customer Relationship-Management Performance: A Customer-Based Perspective from China / Y. Wang, H. P. Lo, R. Chi, Y. Tang // Managing Service Quality. 2004. № 14 (2–3). Pp. 169–182.
18. Piligrimienė Ž., Dovalienė A., Virvilaitė R. Consumer Engagement in Value Co-Creation: what Kind of Value it creates for Company? // Engineering Economics. 2015. Vol. 26, iss. 4. DOI: 10.5755/j01.ee.26.4.1250
19. Vargo S., Lusch R. Evolving to a new dominant logic for marketing // Journal of Marketing. 2004. № 68 (1). Pp. 1–17. DOI: 10.1509/jmkg.68.1.1.24036
20. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993. С. 60.

21. Юлдашева О. У., Юдин О. И., Прокопцов В. Е. Маркетинговые стратегии бизнес-моделирования // Проблемы современной экономики. 2012. № 4 (44). С. 235–238.
22. Руденко М. Н. Управление процессом создания потребительской ценности как основа формирования конкурентных преимуществ в предпринимательстве // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2015. № 1 (211). C. 161–171.
23. Наумов В. Н., Трефилова И. Н. Создание потребительской ценности как фактор эффективного управления цепочкой спроса // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера. Вестник научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2005. № 2. С. 24–39.
24. ЛаСалль Д., Бриттон Т. А. Бесценные. Как превратить обычные товары в необычные впечатления. М.: Вильямс, 2006. 192 с.
25. Webster F. The changing role of marketing in the corporation // Journal of Marketing. 1992. № 56 (4). Pp. 1–17.
26. Щеголев В. В. Использование методики совместного анализа при определении потребительской ценности товаров промышленного назначения // Творчество молодых ученых. 2013. С. 156–159.
27. Юлдашева О. У. Современные модели потребительской ценности // Современные методы и технологии эффективного рыночного управления: сборник статей слушателей и преподавателей президентской программы подготовки управленческих кадров высшей экономической школы Санкт-Петербурского государственного экономического университета. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. С. 92–97.


Цитирование :

Сологуб Е. В. Теоретические подходы к формированию потребительской ценности товара/услуги // Актуальные проблемы экономики и права. 2019. Т. 13, № 2. С. 1192–1201. DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.13.2019.2.1192-1201


Тип статьи : Научная статья

Дата поступления статьи :
05.01.2019

Дата принятия в печать :
30.03.2019

Дата онлайн размещения :
25.06.2019