in English

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

16+

 

DOI: 10.21202/1993-047X.12.2018.3.481-501

скачать PDF

Авторы :
1. Елена Владимировна Болгова, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры региональной экономики и управления
Самарский государственный экономический университет

2. Марина Викторовна Курникова, кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и управления
Самарский государственный экономический университет



Опыт Франции в пространственной организации системы высшего образования


Цель: обоснование направлений развития пространственной организации системы высшего образования в России на основе зарубежного опыта страны со схожими территориальными условиями, тенденциями и проблемами развития вузовской сети.


Методы: общенаучные методы познания – абстрактно-логический и теоретико-эмпирический, методы системного, сравнительного, структурного анализа.


Результаты: в условиях ориентации российской экономической политики на инновационно-прорывное развитие, высшее образование становится одним из ключевых факторов роста экономики регионов. В статье подчеркивается необходимость изменения подходов вузов к разработке образовательных программ, учитывающих тенденции и стратегии развития конкретного региона, то есть необходимость формирования так называемых региональных вузов. В результате анализа научных исследований, посвященных проблемам организации системы высшего образования, определено, что ключевым фактором территориального развития является его ассимиляция с экономической системой и бизнес-средой. Установлено, что одним из механизмов решения проблемы российских вузов является применение зарубежного опыта пространственной организации высшего образования. Выявлены территориальные условия, предопределяющие схожие черты пространственной организации, тенденций и проблем развития системы высшего образования Франции и России. Определено, что ориентация высшего образования во Франции на интересы регионов определила ее высокий рейтинг в системе показателей качества высшего образования в мире. Обоснована высокая эффективность указанной модели для России. Обоснована рекомендация реализации принципа равномерности в пространственном размещении вузовской сети в экономике российских регионов.


Научная новизна: заключается в разработке теоретических и методологических положений пространственной организации системы высшего образования, базирующейся на опыте страны со схожими территориальными условиями, тенденциями и проблемами развития высшего образования, с вузовской сетью, способной обеспечивать стратегические приоритеты регионального роста.


Практическая значимость: рекомендации могут быть использованы в практике разработки целевых программ развития субъектов РФ, входящих в состав Приволжского федерального округа; в обосновании проектов кластерных инициатив; в процессе разработки образовательной политики региона в сфере профессионального образования; при программировании развития профессионального образования с учетом особенностей субъектов РФ.


Ключевые слова :

экономика и управление народным хозяйством; экономическое пространство; регион; высшее образование; территориальное развитие


Cписок литературы :

1. Львов Д. С., Пугачев В. Ф. Механизм стабильного экономического роста // Экономическая наука современной России. 2001. № 4. С. 52–58.
2. Макаров В. Л. Экономика знаний: уроки для России // Вестник Российской академии наук. 2003. Т. 73. № 5. С. 450–456.
3. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / под ред. Б. З. Мильнера. М.: ИНФРА-М, 2009. 624 с. (Научная мысль).
4. Попов Е. В., Власов М. В. Институты миниэкономики знаний / под ред. акад. В. Л. Макарова. М.: Academia, 2009. 288 с. (Монографические исследования: экономика).
5. Нуреев Р. М. На пути к пониманию институциональной природы инноваций // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2012. Т. 4, № 2. С. 4–10.
6. Нуреев Р. М. Российская экономика: проблемы формирования инновационного уклада // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2012. № 1. С. 18–31.
7. Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, процента и цикла конъюнктуры) / пер. с нем. В. С. Автономова и др. М.: Прогресс, 1982. 455 с.
8. Schumpeter J. A. Business cycles. A Theoretical, Historical and Statistical Analysis of the Capitalist Process. New York, Toronto, London: McGraw-Hill Book Company, 1939.
9. Kuznets S. Growth, Population, and Income Distribution: Selected Essays, first ed. Norton. New York, 1979.
10. Капелюшников Р. Спрос и предложение высококвалифицированной рабочей силы в России: кто бежал быстрее? Ч. 1 // Вопросы экономики. 2012. № 2. С. 52–66.
11. Капелюшников Р. Спрос и предложение высококвалифицированной рабочей силы в России: кто бежал быстрее? Ч. 2 // Вопросы экономики. 2012. № 3. С. 120–147.
12. Сухарев О. С. Основы институциональной и эволюционной экономики: курс лекций. М.: Высшая школа, 2008. 391 с.
13. Гапоненко А. Л. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал / А. Л. Гапоненко, Т. М. Орлова. М.: Эксмо, 2008. 400 с. (Полный курс МВА).
14. Мау В. Человеческий капитал: вызовы для России // Вопросы экономики. 2012. № 7. С. 114–132.
15. Волков А. Е., Ливанов Д. В., Фурсенко А. А. Высшее образование: повестка 2008–2016 // Российское образование: тенденции и вызовы: сб. ст. и аналит. докл. М.: Дело, 2009. 400 с.
16. Ашмарина С. И. О предпринимательской функции университета // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2013. № 106. С. 30–32.
17. Гуськова Н. Д. Устойчивое развитие и образование // Стандарты и качество. 2014. № 6 (924). С. 71–72.
18. Гуськова Н. Д., Неретина Е. А., Еналеева Ю. Р. Партнерство государства, общества и вузов: опыт Франции // Высшее образование в России. 2013. № 2. С. 146–154.
19. Беляков С. А., Клячко Т. Л. Оценка вклада высшего и среднего профессионального образования в экономику российских регионов. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. 82 с.
20. Рождественская И. А., Тамбовцев В. Л. Взаимодействие власти, бизнеса и образовательных организаций в развитии региональной экономики // Вестник университета (Государственный университет управления). 2014. № 7. С. 133–136.
21. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: учеб. для вузов. 3-е изд. М.: ГУ ВШЭ, 2005. 496 с.
22. Катровский А. П. Формирование и развитие территориальной структуры высшего образования России. М.: Международные отношения, 2003. 208 с.

23. Катровский А. П. Развитие территориальной структуры высшей школы России: дис. … д-ра геогр. наук. М., 2003. 395 с.
24. Хасаев Г. Р., Болгова Е. В. Регионализация высшего образования и инновационное развитие экономики российских регионов // Известия УрГЭУ. 2015. № 1 (57). С. 61–70.
25. Болгова Е. В. Экономические кластеры: инновационная природа и условие эффективности инновационного каркаса региона // Экономические науки. 2009. № 12 (61). С. 249–252.
26. Болгова Е. В. Система образования – территориальный институт в кластерной организации экономического пространства // Экономические науки. 2010. № 6 (67). С. 265–269.
27. Вахштейн В. С. Две модели образовательных систем: континентальная и атлантическая. URL: http://www.intelros.ru/pdf/prognosis/321-352_vahshtain.pdf (дата обращения: 19.05.2018)
28. Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР / отв. ред. М. В. Ларионова. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. 152 с.
29. Россия и страны – члены Европейского союза. 2017: стат. сб. / Росстат. М., 2017. 264 с.
30. Анохин М. Г. Политические аспекты проблемы: «приватизация – национализация» // Среднерусский вестник общественных наук. Межрегиональное научно-образовательное издание. Орел, 2006. № 1. С. 13–22.
31. Perroux F. Les investissements multinationaux et l’analyse des pôles de développement et des pôles d’intégration // Revue Tiers-Monde. 1968. Vol. 9, № 34. Pp. 239–265.
32. Perroux F. Note sur la ville considéré e comme pôle de dé veloppement et comme foyer du progrès // Revue Tiers-Monde. 1967. Vol. 8. № 32. Pp. 1147–1158.
33. Украинский В. Н. Современная французская пространственная экономика: теория близости и типологизация локализованных экономических систем // Пространственная экономика. 2011. № 2 (26). С. 92–126.
34. Украинский В. Н. Французская пространственная экономика: от промышленных округов до полюсов конкурентоспособности // Пространственная экономика. 2011. № 3 (27). С. 71–99.
35. Региональная политика стран ЕС / Центр европейских исследований ИМЭМО РАН / отв. ред. А. В. Кузнецов. М.: ИМЭМО РАН, 2009. 230 с.
36. Партнерство Франции и России: интернационализация образования и науки, роль и возможности русского языка. Вып. 2: сборник статей / под общ. ред. Е. В. Пономаренко. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. 190 с.
37. Козлов С. Л. Эволюция французской образовательной модели в ХIХ веке // Отечественные записки. 2013. № 4 (55). URL: http://www.strana-oz.ru/2013/4/evolyuciya-francuzskoy-obrazovatelnoy-modeli-v-xix-veke. (дата обращения: 19.05.2018)
38. Франция. Эволюция высшей школы и ее социально-экономическая роль. Сайт ВШЭ НИУ: https://www.hse.ru/. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/946/669/1219/sistemy_vo_ch2_9-Frantsiya.pdf. (дата обращения: 19.05.2018)
39. Синельников-Мурылев С. Г., Клячко Т. Л. Новые тенденции развития высшего образования. Вызовы для Франции и России // Партнерство Франции и России: интернационализация образования и науки, роль и возможности русского языка. Вып. 2: сборник статей / под общ. ред. Е. В. Пономаренко. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. 190 с.
40. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002. С. 170.
41. Goldstein H., Drucker J. The Economic Development Impacts of Universities on Regions: Do Size and Distance Matter? // Economic Development Quarterly. Vol. 20, № 1, February 2006. Pp. 22–43.
42. Etzkowitz H., Leydesdorff L. 'Introduction: Universities in the Global Knowledge Economy', in H Etzkowitz & L Leydesdorff (eds), Universities and the Global Knowledge Economy: a Triple Helix of University-Industry-Government Relations, Pinter, London and Washington, 1997. Pp. 1–8.
43. Goddard J., Chatterton P. Regional Development Agencies and the knowledge economy: harnessing the potential of universities // Environment and Planning C Government and Policy. 1999. Vol. 17. Pp. 685–699. DOI: 10.1068/c170685
44. Etzkowitz H. Incubation of incubators: innovation as a triple helix of university-industry-government networks // Science and Public Policy. 2002. Volume 29, Issue 2, 1 April 2002, Pр. 115–128. URL: https://doi.org/10.3152/147154302781781056 (дата обращения: 18.05.2018).
45. Etzkowitz H. MIT and the Rise of Entrepreneurial Science, Routledge, London, 2002.
46. Chatterton P., Goddard J. The Response of Higher Education Institutions to Regional Needs // European Journal of Education. 2000. Vol. 35, № 4. Pp. 475–496.
47. Kohoutek J., Pinheiro R. The Role of Higher Education in the Socio-Economic Development of Peripheral Regions Higher Education Policy, 2017.
48. Harrison J., Turok I. Universities, knowledge and regional development // Regional Studies. 2017. Vol. 51, № 7. Pp. 977–981.
49. Pugh R. Universities and economic development in lagging regions: ‘Triple helix’ policy in Wales. Regional Studies, 2016
50. Johnston A., Huggins R. Drivers of university-industry links: The case of knowledge-intensive business service firms in rural locations. Regional Studies. 2016. Vol. 50, № 8. Pp. 1330–1345. DOI: 10.1080/00343404.2015.100902

51. Frenkel A., Leck E. Spatial aspects of education – job matching and job selection in Israel. Regional Studies. Samuel Neaman Institute for Advanced Studies in Science and Technology. 2014. URL: http://pick-me.carloalberto.org/images/PICKWP54.pdf (дата обращения: 18.05.2018).
52. Пресса о реформе высшего образования во Франции. URL: http://ru.rfi.fr/frantsiya/20170911-pressa-o-reforme-vysshegoobrazovaniya-vo-frantsii (дата обращения: 19.05.2018).
53. ARWU Topuniversities – Results 2018; Retrieved April 30, 2018, from URL: https://www.topuniversities.com/universityrankings/world-university-rankings/2018. (дата обращения: 19.05.2018)
54. QS Topuniversities – Results 2018; Retrieved April 30, 2018, from URL: https://www.topuniversities.com/universityrankings/world-university-rankings/2018. (дата обращения: 19.05.2018).
55. ARWU Topuniversities – Methodology (2018, April 30), Retrieved April 30, 2018, from URL: https://www.educationindex.ru/articles/universityrankings/arwu/ methodology. (дата обращения: 19.05.2018)
56. QS Topuniversities – Methodology (2018, April 30), Retrieved April 30, 2018, from URL: https://www.topuniversities.com/qs-world-university-rankings/ methodology. (дата обращения: 19.05.2018).
57. Classement Eduniversal 2018 des Meilleurs Masters, MS&MBA (2018, April 17), Retrieved April 17, 2018, from URL: http://www.meilleurs-masters.com. (дата обращения: 19.05.2018).


Цитирование :

Болгова Е. В., Курникова М. В. Опыт Франции в пространственной организации системы высшего образования // Актуальные проблемы экономики и права. 2018. Т. 12, № 3. С. 481–501. DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.12.2018.3.481-501


Тип статьи : Научная статья

Дата поступления статьи :
20.06.2018

Дата принятия в печать :
28.07.2018

Дата онлайн размещения :
25.09.2018