in English

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

16+

 

DOI: 10.21202/1993-047X.12.2018.1.65-76

скачать PDF

Авторы :
1. Бурулча Бактыбековна Сулайманова, младший научный сотрудник кафедры «Экономика»
Киргизско-Турецкий университет «Манас»

2. Камалбек Тологонович Карымшаков, и. о. доцента кафедры «Финансы и кредит»
Киргизско-Турецкий университет «Манас»



Факторы рассогласования уровня образования и занятости среди молодежи в Киргизской Республике


Цель: выявление и анализ несоответствий между уровнем образовательных услуг и потребностями рынка труда в Киргизской Республике.


Методы: эмпирический анализ основан на анкетных данных, собранных Международной организацией труда в 2013 г. для анализа проблемы перехода молодежи Киргизской Республики от образовательной системы к рынку труда. Для оценки факторов рассогласования образования и занятости используется пробит-модель с множественными альтернативами.


Результаты: статья посвящена анализу проблемы несбалансированности предложения и спроса на рынке труда, а именно рассогласованию между социально-профессиональными навыками молодого специалиста и потребностями фирмы. В статье подчеркивается необходимость использования эмпирического подхода к оценке этой проблемы в странах с развивающейся экономикой, таких как Киргизская Республика. Анализ трудовых ресурсов в республике показал, что в последние годы резко возросло число высших учебных заведений, предлагающих образовательные услуги преимущественно гуманитарного профиля, в то время как наиболее востребованные профессии представлены в значительно меньшей степени. При этом отмечается достаточно высокий уровень безработицы среди молодых
специалистов в результате перенасыщения рынка представителями определенных профессий. В статье подчеркивается, что сложившаяся ситуация связана во многом с наличием избыточного образования, которое, в свою очередь, вызвано рядом факторов, таких как отсутствие комплексной оценки и прогнозов кадровой потребности рынка труда, нежелание вузов перестраивать образовательные программы под потребности рынка и т. д. В статье проанализированы данные опроса МОТ, в результате чего было выявлено, что субъективная и объективная оценки соответствия образования занимаемой должности в значительной степени разнятся. При этом также выявлено преобладание недостаточно образованных и сверхобразованных специалистов в различных отраслях. Представленная в статье эмпирическая многовариантная модель, устанавливающая зависимость между полом, уровнем образования, опытом, секторами экономики и другими факторами, позволила заключить, что возраст в значительной степени влияет на возможность занятия должности, соответствующей уровню образования, в то время как возраст
и место проживания во многом определяют вероятность наличия «избыточного» образования.


Научная новизна: в статье впервые изучены факторы рассогласования образования и рынка труда в Киргизской Республике с использованием эмпирических методов анализа.


Практическая значимость: основные выводы статьи могут быть использованы в научных материалах, а также в аналитических исследованиях при анализе рассогласования образовательных услуг и рынка труда. Кроме того, результаты исследования могут послужить основой для разработки политики в сфере занятости соответствующих органов власти.


Ключевые слова :

экономика и управление народным хозяйством; рынок образовательных услуг; рынок труда; рассогласование; анализ трудоустройства молодежи


Cписок литературы :

1. Рязанцева И. В. Организация и планирование воспроизводства конкурентоспособных специалистов // Интерэкспо ГЕО-Сибирь. 2012. T. 2, № 2. С. 181–187.
2. Allen J., Van der Velden R. Educational mismatches versus skill mismatches: effects on wages, job satisfaction, and on the job search // Oxford economic papers. 2001. Vol. 53, № 3. Pp. 434–452. DOI: 10.1093/oep/53.3.434/
3. Bauer T. K. Educational mismatch and wages: a panel analysis // Economics of Education Review. 2002. Vol. 21, № 3. Pp. 221–229. DOI: 10.1016/s0272-7757(01)00004-8
4. Lamo A., Messina J. Formal education, mismatch and wages after transition: Assessing the impact of unobserved heterogeneity using matching estimators // Economics of Education Review. 2010. Vol. 29, № 6. Pp. 1086–1099. DOI: 10.1016/j.econedurev.2010.06.002
5. McGuinness S., Sloane P. J. Labour market mismatch among UK graduates: An analysis using REFLEX data // Economics of Education Review. 2011. Vol. 30, № 1. Pp. 130–145. DOI: 10.1016/j.econedurev.2010.07.006
6. Ordine P., Rose G. Educational mismatch and unemployment scarring // International Journal of Manpower. 2015. Vol. 36, № 5. Pp. 733–753. DOI: 10.1108/ijm-03-2013-0048
7. Quintini G. Over-qualified or under-skilled: A review of existing literature // OECD Social, Employment, and Migration Working Papers. 2011. № 121. Pp. 1–47.
8. Nordin M., Persson I., Rooth D.-O. Education – occupation mismatch: Is there an income penalty? // Economics of education review. 2010. Vol. 29, № 6. Pp. 1047–1059. DOI: 10.1016/j.econedurev.2010.05.005
9. McGuinness S. Overeducation in the labour market // Journal of economic surveys. 2006. Vol. 20, № 3. Pp. 387–418. DOI: 10.1111/j.0950-0804.2006.00284.x
10. Davalos J., Atanasovska V., T. A. Unemployment spell and vertical skills mismatches: The case of Macedonia’s youth. PEP-PMMA, 2016.
11. Petreski M., Mojsoska-Blazevski N., Bergolo M. Labor-market scars when youth unemployment is extremely high: evidence from Macedonia // Eastern European Economics. 2017. Vol. 55, № 2. Pp. 168–196. DOI: 10.1080/00128775.2016.1261631
12. Kupets O. Education-job mismatch in Ukraine: Too many people with tertiary education or too many jobs for low-skilled? // Journal of Comparative Economics. 2016. Vol. 44, № 1. Pp. 125–147. DOI: 10.1016/j.jce.2015.10.005
13. Погосян Н. В. Избыточное образование в России и его социально-экономические последствия // Вестник экспертного совета. 2015. № 2. C. 86–91.
14. Багирова И. Х. Мотивационные предпочтения выпускников вузов в процессе трудоустройства // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013. № 3 (23). C. 180–186.
15. Иванова Е. В. Молодежный рынок труда: проблемы сбалансированности // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 3 (257). C. 89–91.
16. Леонидова Г. В., Устинова К. А. Образовательный потенциал молодежи как ресурс модернизации // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 4 (28). C. 172–178.
17. Забелина О. В., Козлова Т. М., Романюк А. В. Оценка востребованности выпускников вуза на региональном рынке труда // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 9 (137). C. 60–65.
18. Dolado J. J., Jansen M., Jimeno J. F. On the Job Search in a Matching Model with Heterogeneous Jobs and Workers // The Economic Journal. 2009. Vol. 119, № 534. Pp. 200–228. DOI: 10.1111/j.1468-0297.2008.02210.x
19. Frei C., Sousa-Poza A. Overqualification: permanent or transitory? // Applied Economics. 2012. Vol. 44, № 14. Pp. 1837–1847. DOI: 10.1080/00036846.2011.554380
20. Cameron A. C., Trivedi P. K. Microeconometrics: methods and applications. Cambridge University Press, 2005. DOI: 10.1017/CBO9780511811241


Цитирование :

Сулайманова Б. Б., Карымшаков К. Т. Факторы рассогласования уровня образования и занятости среди молодежи в Киргизской Республике // Актуальные проблемы экономики и права. 2018. Т. 12, № 1. С. 65–76. DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.12.2018.1.65-76


Тип статьи : Научная статья

Дата поступления статьи :
18.01.2018

Дата принятия в печать :
12.03.2018

Дата онлайн размещения :
25.03.2018