in English

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

16+

 

DOI: 10.21202/1993-047X.11.2017.4.96-114

скачать PDF

Авторы :
1. Тимур Владимирович Крамин, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансового менеджмента, директор НИИ проблем социально-экономического развития
Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП)

2. Руслан Аркадиевич Григорьев, доктор философии в области экономики (Великобритания), заместитель директора НИИ проблем социально-экономического развития; аспирант
Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП); Центральный экономико-математический институт Российской академии наук

3. Марат Владимирович Крамин, кандидат физико-математических наук
Банк Веллс Фарго, Шарлотт, штат Северная Каролина, США



К вопросу об оценке экономической эффективности госзакупок в России


Цель: поиск и обоснование единого критерия экономической эффективности государственных закупок в России.


Методы: эконометрическое моделирование, бенчмаркинг.


Результаты: в статье определяется необходимость оценки эффективности системы государственных закупок в России в условиях ее реформирования. Проанализированы исследования, посвященные подходам к оценке эффективности государственных закупок, а также проблемам обеспечения прозрачности закупочных процедур. Особое внимание уделено анализу исследований бенчмаркинга государственных закупок, в результате которого выявлены основные направления бенчмаркинга с акцентом на определенные показатели эффективности. Для реализации цели исследования была проанализирована эффективность закупок с точки зрения достигнутой экономии. Для этого изучена оценка экономии закупок, отраженная в различных источниках информации, включая данные органов государственной статистики, аудита и мониторинга закупок. В результате систематизации и обобщения данных была выявлена функциональная зависимость между экономией в закупках и средним числом
участников закупок. Аналогичный вывод был сформулирован по результатам анализа показателей национального рейтинга прозрачности закупок. Также были построены функциональные зависимости дисконта при увеличении числа участников закупки до пяти для различных способов определения поставщика. Выявлено замедление роста дисконта к начальной цене при росте числа допущенных заявок.
На основе регионального рейтинга государственных закупок «Закупки 360» был проведен факторный анализ различий субъектов РФ по показателю экономии, в результате чего нашла подтверждение гипотеза о наличии зависимости между экономией и уровнем конкуренции в закупках. Исследование также выявило другие факторы, определяющие уровень экономии в рамках конкурсных процедур: показатели качества планирования и институциональной конфликтности (нарушения антимонопольного законодательства).


Научная новизна: в настоящем исследовании сформулирована и подтверждена на основе нескольких альтернативных источников данных гипотеза о наличии зависимости уровня средней экономии конкурентных процедур госзакупок региона от среднего числа допущенных заявок на одну процедуру. Предложена методика оценки эффективности функционирования федеральной контрактной системы в регионах России на основе показателя суммы потенциальных экономических потерь региона в рамках государственных закупок. Особенностью и научной новизной работы является использование инструментария бенчмаркинга для каждого из 82 российских регионов, включенных в выборку.


Практическая значимость: предложена методика оценки эффективности функционирования федеральной контрактной системы в регионах России. В основе методики – показатель суммы потенциальных экономических потерь региона в сфере государственных закупок, совершенных в рамках Федерального закона № 44-ФЗ.


Ключевые слова :

экономика и управление народным хозяйством; государственные закупки; федеральная контрактная система; экономическая эффективность; экономия; бенчмаркинг; конкурентные процедуры; экономические потери госзаказа


Cписок литературы :

1. Kumar A., Ozdamar L., Peng Ng C. Procurement performance measurement system in the health care industry // International journal of health care quality assurance. 2005. Vol. 18, № 2. Pp. 152–166.
2. Baur F. T. V. A Personal History of the Model Procurement Code // Public Contract Law Journal. 1996. Pp. 149–172.
3. Raymond J. Benchmarking in public procurement // Benchmarking: An International Journal. 2008. Vol. 15, № 6. Pp. 782–793.
4. Carr A. S., Smeltzer L. R. The relationship among purchasing benchmarking, strategic purchasing, firm performance, and firm size // Journal of Supply Chain Management. 1999. Vol. 35, № 3. Pp. 51–60.
5. Patrucco A. S., Luzzini D., Ronchi S. Evaluating the Effectiveness of Public Procurement Performance Management Systems in Local Governments // Local Government Studies. 2016. Vol. 42, № 5. Pp. 739–761.
6. Chamberland D. Boosting your best practices // Purchasing B2B. 2005. Vol. 47, № 6. Pp. 16–17.
7. Palaneeswaran E., Kumaraswamy M. Benchmarking contractor selection practices in public-sector construction – a proposed model // Engineering Construction and Architectural Management. 2000. Vol. 7, № 3. Pp. 285–299.
8. Rege V. Transparency in government procurement // J. World Trade. 2001. Vol. 35. P. 489.
9. Deighton-Smith R. Regulatory transparency in OECD countries: overview, trends and challenges // Australian Journal of Public Administration. 2004. Vol. 63, № 1. Pp. 66–73.
10. Pursglove J., Simpson M. Benchmarking the performance of English universities // Benchmarking: An International Journal. 2007. Vol. 14, № 1. Pp. 102–122.
11. Tudor S. Benchmarking procurement // Benchmarking procurement: International Journal. 2005. Vol. 12, № 4. Рр. 289-292.
12. Knudsen D. Procurement performance measurement system. 1999.
13. Sánchez-Rodríguez C., Martinez-Lorente A. R., Clavel J. G. Benchmarking in the purchasing function and its impact on purchasing and business performance // Benchmarking: An International Journal. 2003. Vol. 10, № 5. Pp. 457–471.
14. Bhutta K. S., Huq F. Benchmarking – best practices: an integrated approach // Benchmarking: An International Journal. 1999. Vol. 6, № 3. Pp. 254–268.
15. Brandmeier R. A., Rupp F. Benchmarking procurement functions: causes for superior performance // Benchmarking: An International Journal. 2010. Vol. 17, № 1. Pp. 5–26.
16. OECD. Discussion paper on public procurement performance measures // OECD Meeting of Leading Practitioners on Public Procurement 2012.
17. OECD. Performance Measurement. Book-Brief 21 // Paris: OECD Conference. 2011.
18. Ежегодный доклад «О системе закупок в Российской Федерации» – 2014 / А. Т. Шамрин, О. Н. Балаева,
Е. Б. Белогурова, К. И. Головщинский, В. В. Джужома, Н. В. Еременко, Д. М. Илюшин, Н. И. Копылова, Н. С. Маслова, А. В. Овчинников, М. Ю. Погорелко, Р. Р. Серажетдинов, А. В. Ткаченко, М. С. Турчан, Т. Р. Хафизов, А. А. Яковлев. М.: НИУ ВШЭ, 2014. 301 с.
19. Хвалынский Д. С. О некоторых решениях актуальных проблем публичных закупочных аукционов в России // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 3 (31). С. 95–99.
20. Меркулов М. А. К вопросу о коррупциогенных факторах в сфере закупок товаров, работ и услуг на муниципальном уровне // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 4 (24). С. 70–75.
21. Сидоренко А. И. Правовая неопределенность как средство ограничения конкуренции в сфере государственных и муниципальных закупок // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 78–84.
22. Землин А. И. Актуальные правовые аспекты противодействия коррупции при осуществлении закупок для
государственных нужд // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1 (33). С. 238–244.

23. Сравнительный анализ эффективности закупочной деятельности государственных организаций сходной сферы деятельности / А. А. Яковлев, А. В. Ткаченко, О. А. Демидова, О. Н. Балаева // Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 2. C. 5–36.
24. Яковлев А., Демидова О., Балаева О. Причины снижения цен на торгах и проблемы исполнения госконтрактов (эмпирический анализ на основе микроданных) // Вопросы экономики. 2012. T. 1. C. 65–83.
25. Яковлев А. А., Демидова О. А. Реформа системы госзакупок и практика отбора поставщиков для государственных нужд в России в 2004 и 2008 гг. (по данным обследований предприятий обрабатывающей промышленности) // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2010. T. 14, № 2. C. 202–226.
26. Крамин Т. В., Григорьев Р. А., Крамин М. В. Оценка влияния федеральной контрактной системы России на эффективность государственных закупок: региональный анализ // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2015. №. 3. С. 30–33.
27. Гафурова Г. Т., Нотфуллина Г. Н., Фукина С. П. Государственные закупки как инструмент развития малого и среднего предпринимательства в России // Экономика региона. 2016. T. 12, № 4. С. 1233–1243.
28. Базанова Е. Госзакупки не поддаются реформе // Ведомости. 2015. № 3841. 29 мая. URL: http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/05/29/594247-vshe-korruptsiya-pri-goszakaze-ne-snizhaetsya (дата обращения: 20.06.2017).
29. Базанова Е. Спорные закупки // Ведомости. 2015. № 3853. 17 июня. URL: http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/06/17/596634-minekonomrazvitiya-na-zakupkah-byudzhet-sekonomil-v-2014-g-pochti-900-mlrd-rublei (дата обращения: 08.09.2017).
30. РОССТАТ. Статистика осуществления закупок. 2015. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/finance/ostatistics/ (дата обращения: 05.02.2017).
31. НРПЗ. Национальный рейтинг прозрачности закупок. 2015. URL: http://www.nrpz.ru (дата обращения: 05.02.2017).
32. Закупки 360. Рейтинг эффективности регионов России // Сайт «Закупки 360». URL: http://ratings.z360gov.ru/ (дата обращения: 05.02.2017).


Цитирование :

Крамин Т. В., Григорьев Р. А., Крамин М. В. К вопросу об оценке экономической эффективности госзакупок в России // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т. 11, № 4. С. 96–114. DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.11.2017.4.96-114


Тип статьи : Научная статья

Дата поступления статьи :
04.10.2017

Дата принятия в печать :
10.12.2017

Дата онлайн размещения :
25.12.2017