in English

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

16+

 

DOI: 10.21202/1993-047X.11.2017.1.129-151

скачать PDF

Авторы :
1. Анна Анатольевна Глухова, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры криминологии
Нижегородская академия Министерства внутренних дел РФ

2. Александр Анатольевич Иудин, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной социологии
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

3. Дмитрий Анатольевич Шпилев, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры криминологии; профессор кафедры социологии и социальной работы
Нижегородская академия Министерства внутренних дел РФ; Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского



Старшеклассники о наркотиках в Интернете: результаты пилотажного исследования


Цель: выявление уровня вовлеченности обучающихся в школах в процесс распространения наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов через информационно-телекоммуникационные сети общего пользования.


Методы: диалектический подход к познанию социальных явлений, позволяющий проанализировать их в историческом развитии и функционировании в контексте совокупности объективных и субъективных факторов, который определил выбор следующих методов исследования: системно-структурный, сравнительно-правовой, социологический.


Результаты: осуществлен анализ вовлеченности обучающихся в школах в процесс распространения наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов через информационно-телекоммуникационные сети общего пользования на территории Российской Федерации (на примере Нижегородского региона). В результате исследования выявлено существование двух групп обучающихся: группа с психологической защитой от вредных привычек и группа риска. Каждая группа имеет свои особенности в зависимости от пола, возраста, отношения к употреблению наркотических средств и психотропных веществ, социальных контактов обучающихся, частоты использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.


Научная новизна: в статье впервые на основе данных, полученных в результате социолого-правового исследования, рассмотрена ситуация с распространением наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов через информационно-телекоммуникационные сети общего пользования среди обучающихся средних образовательных школ, выявлены социальные характеристики группы с психологической защитой от вредных привычек и группы риска, сформулированы предложения по снижению уровня вовлеченности обучающихся в школах в процесс распространения наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.


Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов, связанных с противодействием незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.


Ключевые слова :

уголовное право и криминология; наркотические средства; психотропные вещества; здоровье населения; обучающиеся; Интернет


Cписок литературы :

1. Умаров М. Р., Нечаева Е. В. Незаконный оборот наркотиков в Интернете // Уголовно-правовая превенция в сфере оборота наркотических средств или психотропных веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции (региональный аспект): сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова. Чебоксары, 2015. С. 349–353.
2. Агафонов В. В., Чистова Л. Ю. Способы совершения преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков с использованием Интернета и электронных средств связи // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 3. С. 116–121.
3. Агафонов В. В., Чистова Л. Ю. Наркотики: расследование преступлений, совершаемых с помощью Интернета. Lap Lambert. – Saarbrücken, Germany, 2012. 206 с.
4. Бикеева Е. С. Незаконный оборот наркотиков в Интернете // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 6. С. 240–242.

5. Методика расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, совершаемых с использованием сети Интернет: отчет о НИР/НИОКР / О. А. Суров, С. И. Земцова, А. Л. Карлов, П. В. Галушин. Сибирский юридический институт ФСКН России. Красноярск, 2013. 140 с.
6. Клевцов В. В. Проблемные аспекты изъятия электронных носителей информации при расследовании распространения «дизайнерских» наркотиков с использованием сети Интернет // Российский следователь. 2015. № 6. С. 11–16.
7. Лялюк А. В. Использование интернет-технологий в профилактической работе по предотвращению употребления наркотиков среди молодежи и учащихся // Информационные технологии в гуманитарном образовании: материалы III Международной научно-практической конференции. Пятигорский государственный лингвистический университет. Пятигорск, 2010. С. 223–230.
8. Баламирзоев А. Г., Магомедова А. Ш. Анализ наличия информационных ресурсов в сетях Интернет о наркотиках, наркомании, и ее профилактике // Вестник Махачкалинского филиала МАДИ. 2014. № 14. С. 106–108.
9. Макеева А. Г. Интернет и проблема профилактики злоупотребления наркотиками у несовершеннолетних // Вопросы наркологии. 2006. № 2. С. 42–49.
10. Алексеева М. С., Осеева Н. А. Молодежь и наркотики: актуальность, состояние, перспективы профилактики наркомании посредством интернет-ресурсов // Актуальные вопросы современной науки. 2008. № 2. С. 169–177.
11. Дикарев В. Г., Гаврюшкин Ю. Б. Особенности противодействия бесконтактному способу сбыта наркотиков с использованием сети Интернет // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2016. № 2 (38). С. 19–25.
12. Гурьянов К. В., Шатило Я. С. Организация противодействия распространению наркотиков через Интернет // Антинаркотическая безопасность. 2016. № 1 (6). С. 101–108.
13. Шахова С. М. Синтетические каннабиноиды («спайс») – наркотик «выбора» молодого поколения // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2016. № 2 (16). С. 100–106.
14. Миняускене Д. С., Юргайтене Д. П., Андреев В. А. Некоторые показатели употребления и пути приобретения нелегальных наркотиков школьниками старших классов в Северной Литве // Наркология. 2014. Т. 13, № 4 (148). С. 36–42.
15. Комлев Ю. Ю. Социологический мониторинг наркотизации подростково-молодежной среды. Казань: ЗАО «Новое знание», 2005. 137 с.
16. Ролик А. И., Романова Л. И., Федоров А. В. Современная наркопреступность: криминологические, уголовно-политические и уголовно-правовые аспекты. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2009. 333 с.
17. Иудин А. А., Шпилев Д. А. Современная немецкая социология (Обзор). Демографическая политика ФРГ: иммигранты и молодежь. Н. Новгород, НИСОЦ, 2011. 88 с.
18. Bembenutty H., Karabenick S. A. Inherent association between academic delay of gratification, future time perspective, and self-regulated learning. 2004.
19. Reinders H. Erfassung sozialer und selbstregulatorischer Kompetenzen bei Kindern und Jugendlichen. Ein Forschungsstand (Measuring social competence and self-regulation of children and adolescents. A review) // Bundesministerium für Bildung und Forschung (Hg.), Kompetenzerfassung in pädagogischen Handlungsfeldern – Theorien, Konzepte und Methoden (27–46). Berlin: BMBF Schriftenreihe, 2008.
20. Strack F., Deutsch R. Reflective and impulsive determinants of social behavior // Personality and Social Psychology Review. 2004. № 8. Pp. 220–247.


Цитирование :

Глухова А. А., Иудин А. А., Шпилев Д. А. Старшеклассники о наркотиках в Интернете: результаты пилотажного исследования // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т. 11, № 1. С. 129–151. DOI: 10.21202/1993-047X.11.2017.1.129-151


Тип статьи : Научная статья

Дата поступления статьи :
08.11.2016

Дата принятия в печать :
08.11.2016

Дата онлайн размещения :
20.03.2017