in English

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

16+

 

DOI: 10.21202/1993-047X.11.2017.1.34-46

скачать PDF

Авторы :
1. Татьяна Анатольевна Салимова, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой управления качеством
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

2. Людмила Александровна Федоськина, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления качеством
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет



Обеспечение качества логистического сервиса дилеров автомобильной компании


Цель: обоснование функциональных направлений деятельности предприятий дилерской сети автомобильной компании для обеспечения качества логистического сервиса автомобилей.


Методы: проведение исследования основано на использовании общенаучных методов (сравнения, научного обобщения, логического анализа, аналогии) и частнонаучных методов (системного, функционального, моделирования).


Результаты: в статье определено, что одним из ключевых критериев потребительского поведения  покупателей автомобилей становится наличие предпродажного и послепродажного сервиса. Проанализированы современные исследования в сфере логистического сервиса, касающиеся подходов к его определению, а также выбора критериев его функционального качества. Установлено, что возрастание интереса к деятельности логистических центров обслуживания автомобилей вызвано рядом причин, таких как усложнение их конструкции и ужесточение конкуренции в этой сфере. Проведены критический обзор научной литературы и анализ состояния научной проблемы определения функциональных областей логистического сервиса автомобильной компании с позиции обеспечения качества и повышения удовлетворенности конечных потребителей автомобилей. Систематизированы и классифицированы ключевые направления фирменного логистического сервиса, проведена их детализация по каждому из направлений. Выявлены различные подходы к определению спектра оказываемых услуг на различных этапах жизненного цикла технических средств. На основе изученных точек зрения были сформулированы четыре компонента функциональной деятельности сервисных центров: допродажное обслуживание, продажа автомобилей, послепродажное техническое обслуживание и утилизация транспортных средств. На основе этих компонентов была сформирована модель фирменного сервиса автомобильной компании, учитывающая функциональные характеристики каждого из компонентов.


Научная новизна: разработана функциональная модель системы обслуживания автомобилей в фирменной сервисно-сбытовой сети автомобильной компании, позволяющая обеспечивать высокое качество обслуживания клиентов автодилеров за счет повышения их удовлетворенности комплексностью предоставляемых услуг на всех этапах жизненного цикла автомобиля.


Практическая значимость: полученные в результате исследования выводы и разработанная функциональная модель системы обслуживания автомобилей могут быть использованы в целях повышения качества логистического сервиса автомобильной компании, реализуемого предприятиями фирменной сервисно-сбытовой сети. Статья может быть использована в научно-исследовательской деятельности, охватывающей проблематику логистического сервиса и менеджмента качества в дилерской сети автомобильной компании.


Ключевые слова :

экономика и управление народным хозяйством; качество; автомобиль; сервисно-сбытовая сеть; автодилер; автомобильная компания; логистический сервис; функциональный подход; автосервис; автосалон


Cписок литературы :

1. Ферни Дж., Ферни С., Мур К. Принципы розничной торговли. М.: Олимп-Бизнес, 2008. 416 с.
2. Зуева О. Н., Вдовин С. С. Современное состояние логистического сервиса в сфере обращения и эксплуатации легковых автотранспортных средств // Известия Уральского государственного экономического университета. 2010. № 4. С. 89–95.
3. Корпоративная логистика в вопросах и ответах / под общ. и науч. ред. проф. В. И. Сергеева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2013. 634 с.
4. Ягузинская И. Ю. Исследование системы оценки уровня логистического сервиса в автосалонах // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2012. № 1. С. 242–246.
5. Шувандин М. Ю., Чумаков М. В. Оценка логистического сервиса организации // Генезис экономических и социальных проблем субъектов рыночного хозяйства в России. 2015. № 9. С. 154–158.
6. Кирпан М. В., Раенбагина Э. Р. Перспективы развития фирменного сервисного обслуживания автомобилей в условиях кризиса // Архитектура, строительство, транспорт: материалы Междунар. научно-практ. конференции (к 85-летию ФГБОУ ВПО «СибАДИ»). Омск: СибАДИ, 2015. С. 913–917.
7. Шериев А. Р., Ацканов Э. Н. Формирование регионального рынка автосервисных услуг // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 12–1. С. 375–377.
8. Техническая эксплуатация автомобилей / Е. С. Кузнецов А. П. Болдин, В. М. Власов и др. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Наука, 2001. 535 с.
9. Хасанов Р. Х., Мельников А. Н., Рахматуллин И. Г. Анализ состояния безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте // Прогрессивные технологии в транспортных системах: сб. докл. Шестой российской науч.-технич. конф. Оренбург: Оренбургский государственный университет. 2003. С. 234–236.
10. Пустоветова И. К. Системное представление предприятия: теоретический и отраслевой аспекты // Вестник СибАДИ. 2009. № 3 (13). С. 58–64.
11. Асадуллин Н. М., Хисматуллин М. М., Асадуллин Л. Н. Концепция эффективного использования ресурсов при технической эксплуатации сельскохозяйственной техники // Вестник Казанского ГАУ. 2011. № 3 (21). С. 17–19.
12. Евсеев М. В. Управление эффективностью технической эксплуатации технологического оборудования машиностроительного предприятия на основе стандартизации // Известия ТулГУ. 2011. Вып. 3. С. 339–346.
13. Анцев А. В. Техническая эксплуатация технологического оборудования на основе проектного подхода // Известия ТулГУ. 2011. Вып. 3. С. 331–338.
14. Кокорев Г. Д., Успенский И. А., Николотов И. Н. Стратегии технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2009. № 3. С. 72–75.
15. Варнаков В. В. Системы технического сервиса машин в агропромышленном комплексе / ФГОУ ВПО «Ульяновская ГСХА». Ульяновск, 2005. 201 с.
16. Лепеш Г. В. Сервис – система технического обслуживания // Технико-технологические проблемы сервиса. 2015. № 2 (32). С. 3–5.
17. Абрамова Е. Р., Проценко И. О. Показатели качественного управления логистическим сервисом // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2014. № 3. С. 8–13.
18. Одинцова Т. Н., Ягузинская И. Ю. К вопросу управления логистическим сервисом в автосалонах // Логистические системы в глобальной экономике. 2015. № 5. С. 297–302.
19. Мате Э. Послепродажное обслуживание: пер. с франц. / Э. Мате; общ. ред. В. С. Загашвили. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. 160 с.
20. Кулибанова В. В. Организационно-экономический механизм сервисного сопровождения сложной техники на основе маркетинговой концепции: автореф. дис. … докт. экон. наук. Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет. СПб., 2006. 36 с.
21. Лапина Н. В., Шишканов Р. А. Резервы повышения качества сервисного обслуживания автомобилей. Саратов: Типография «Новый ветер», 2009. 161 с.
22. Бурцев В. В. Совершенствование системы управления сбытом продукции // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. № 6. С. 57–68.
23. Севиян А. М. Исследование экономической сущности сбытовой деятельности на промышленном предприятии // Транспортное дело России. 2009. № 4. С. 134–138.
24. Кожедеров А. И. Формирование профессиональной готовности у будущих инженеров к работе в системе фирменного технического обслуживания // Наука и бизнес: пути развития. 2015. № 8. С. 10–13.
25. Корчагин В. А., Хабибуллин Р. Г., Макарова И. В. Перспективные направления развития системы фирменного сервиса автомобильной техники // Фундаментальные исследования. 2013. № 4–4. С. 806–811.

26. Орлов Д. М. Анализ подходов к классификации сервисных услуг промышленного предприятия // Маркетинговое управление в коммерции и логистике: Научная сессия профессорско-преподавательского состава, науч. сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2009. Март – апрель 2010 г. Факультет коммерции и маркетинга: Сб. докладов в двух частях / под ред. И. Д. Афанасенко. Ч. II. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. С. 148–152.


Цитирование :

Салимова Т. А., Федоськина Л. А. Обеспечение качества логистического сервиса дилеров автомобильной компании // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т. 11, № 1. С. 34–46. DOI: 10.21202/1993-047X.11.2017.1.34-46


Тип статьи : Научная статья

Дата поступления статьи :
27.12.2016

Дата принятия в печать :
12.02.2017

Дата онлайн размещения :
20.03.2017