in English

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

16+

 

DOI: 10.21202/1993-047X.10.2016.4.54-65

скачать PDF

Авторы :
1. Сергей Юрьевич Рычков, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента
Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП)

2. Гузель Рафаиловна Столярова, доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник НИЛ «Междисциплинарных инновационных и научно-практических археологических и этнологических исследований» Института международных отношений, истории и востоковедения
Казанский (Приволжский) федеральный университет

3. Надежда Васильевна Рычкова, кандидат исторических наук, доцент кафедры менеджмента и предпринимательской деятельности
Казанский национальный исследовательский технологический университет

4. Машизи Джавад Маддахи, кандидат исторических наук, доцент Департамента персидского языка и литературы, отдел социальных наук
Университет Shahid Bahonar, г. Керман, Иран



Татарстанский рынок питания в концепте исламской экономики (маркетинговый и экономико-антропологический аспекты)


Цель: выявление экономико-антропологической составляющей развития татарстанского рынка питания в концепте исламской экономики.

Методы: дискурсивный, компаративный, общенаучные методы анализа и синтеза, этносоциологический опрос.


Результаты: халяль-рынок исламской экономики является предметом научно-практического интереса по ряду оснований: он является динамично развивающимся, перспективным, с большим потенциалом и возможностями развития. Для достижения поставленной цели авторами были проанализированы исследования отечественных и зарубежных ученых о сути и особенностях организации исламской экономики. Сформулированы выводы о том, что халяльные продукты питания прежде всего связаны с комплексом религиозных, а не гастрономических требований. При этом анализ представлений о еде в исламской гастрономической культуре показал, что основополагающей характеристикой еды является ее дозволенность. Для определения фактического представления о халяльной продукции среди мусульман было проведено исследование на рынке халяльной продукции г. Казани. Прежде всего, для определения этноконфессионального профиля потребителей халяльной продукции была проанализирована структура этнических групп населения, изменение их численности за последние 20 лет, а также причины таких изменений. Дальнейшая часть исследования была связана с проведением анкетирования среди мужчин и женщин – татар в возрасте от 18 до 30 лет. Основной целью анкетирования являлось определение причин пищевого поведения населения. По результатам опроса был сформулирован ключевой вывод о том, что для данной возрастной группы выбор продуктов питания определяется не религиозными соображениями, а стремлением к здоровому и правильному питанию. Результаты анкетирования позволили составить перечень рекомендаций для совершенствования деятельности субъектов халяль-рынка и органов государственного и муниципального управления.
 

Научная новизна: впервые применяется междисциплинарный подход (на стыке экономики, социологии и антропологии) в данной научной постановке вопроса. На основе проведенного анкетирования определены причины потребления халяль-продукции мусульманами г. Казани.

 

Практическая значимость: результаты исследования могут быть применены органами государственной и муниципальной власти для обоснования решений в сферах регулирования торговли, потребительских рынков, наружной рекламы в Республике Татарстан и г. Казани. Кроме того, они могут быть использованы экономистами и антропологами для сравнения и при расширении объектно-предметных исследовательских областей.


Ключевые слова :

экономика и управление народным хозяйством; исламская экономика; культура питания; халяль; харам; спрос; предложение; маркетинговые инструменты


Cписок литературы :

1. Беккин Р. И. Исламская экономическая модель и современность. М.: ИД «Марджани», 2010. 344 с.
2. Зарипов И. А. «Ильтисад» – первый российский журнал по исламской экономике // Филология и культура. 2013. № 1 (31). С. 193–197.
3. Chapra M. U. What is Islamic economics? URL: http://bev.berkeley.edu/ipe/readings/IslamicEconomics.pdf (дата обращения: 16.04.2013).
4. Кашаев Н. Х. О перспективах исламской экономической модели в России // Ислам и государство в России: мат-лы Междунар. научно-практ. конференции, посвященной 225-летию Центрального духовного управления мусульман России – Оренбургского магометанского духовного собрания. Уфа, 2013. С. 233.
5. Журавлев А. Ю. Концептуальные начала исламской экономики // Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты / под ред. Р. И. Беккина. М., 2004. С. 5–37.
6. Габдрахманова Г. Ф. Исламская экономическая модель в России: теоретико-методологические проблемы изучения // Конфессиональный фактор в развитии татар: концептуальные исследования. Казань, 2009. С. 101–124.
7. Габдрахманова Г. Ф. Этнокультурные ресурсы экономического развития. Казань: Казан. ун-т, 2010. 370 с.
8. Азизбаев Ж. Из опыта организации халяльной индустрии в России в 2002–2010 гг. // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. 2010. № 1–2. С. 25–32.
9. Смоленский Б. Л., Григоров Ю. Г. Религия и питание. Киев, 1995, 176 с.
10. Bonacich E. A. Theory of Ethnic Antagonism: The Split Labor Market // American Sociological Review. 1972. Vol. 37. Pp. 547–559.
11. Lusk J. L., Norwood B. Some economic benefits and costs of vegetarianism // Agricultural and Resource Economics Review. 2009. No. 38 (2). Pp. 109–124.

1هرامش. 2009 . نوصح همانلصف. مالسا رظنم زا هیذغت و اذغ هب یهاگن. یفطصم ، یدنوخآ . 12 191 ات 175 هحفص. 15 .
2006 . مق. هیذغت مولع و نآرق هاگدید زا اه یندیماشآ و اه یندروخ یسررب. هللا دبع ، یمساق . 13 ، . هحفص 177
7 ات 4 هحفص. 204 هرامش. 1988 . وکسنوی مایپ همانهام. هعماج و گنهرف ، اذغ: یسانش مدرم هاگدید زا اذغ. روگیا ، نیراگود . 14 .
دیعس دمحم ، ینک یودهم . 15 .« یگدنز کبس و نید » . 1387 ، ین رشن ، نارهت . . هحفص 472
142 ات 119 هحفص ، 59 هرامش. 2012 . تانیب رشن ، نارهت .ثیدح و نآرق رد هیذغت گنهرف .سجرن ، یمداخ . 16 .
17. Stolyarova G. Food as an Elem. Food as an Element of the Scapegoat / A. Hejdary, J. Maddahi, G. Stolyarova // The Anthropologist (International Journal of Contemporary and Applied Studies of Man). 2014. No. 3. Pp. 847–857. URL: http://www.krepublishers.com/02-Journals/T-Anth/Anth-18-0-000-14-Web/An (дата обращения: 20.07.2016).
18. Stolyarova G. Ethnic Model of Consumer Practices of the Tatars and the Russians of Republic of Tatarstan in the Period of Globalization / S. Y. Rychkov, N. V. Rychkova, G. R. Stolyarova // Review of European Studies. Vol. 7. No. 3. Pp. 298–305. URL: http://www.ccsenet.org/journal/index.php/res/issue/view/1277 (дата обращения: 27.07.2016).
19. Рычкова Н. В., Рычков С. Ю. Этнические модели потребительских практик (пример Республики Татарстан). Ч. 1. Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2013. 96 с.
20. Рычкова Н. В., Рычков С. Ю. Этнические модели потребительских практик (пример Республики Татарстан). Ч. 2. Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2014. 114 с.
21. Рычков С. Ю., Рычкова Е. С. «Халяль» и «харам» в праздничной культуре питания современных городских татар // Праздники и обряды в Урало-Поволжье: традиции и новации в современной культуре: сб. статей, посвященный 30-летию кафедры философии, истории и теории мировой культуры СГСПУ и 15-летию ГУСО «Дом дружбы народов». Самара, 23–25 июня 2016 г. / отв. ред. Е. А. Ягафова. Самара: СГСПУ, 2016. С. 85–88.
22. Рычкова Н. В. Праздничная пища в системе питания татар-мусульман // Праздники и обряды в Урало-Поволжье: традиции и новации в современной культуре: сб. статей, посвященный 30-летию кафедры философии, истории и теории мировой культуры СГСПУ и 15-летию ГУСО «Дом дружбы народов». Самара, 23–25 июня 2016 г. / отв. ред. Е. А. Ягафова. Самара: СГСПУ, 2016. С. 189–192.

23. Столярова Г. Р. Мигранты в многонациональном городе (к вопросу изучения празднично-обрядовой культуры на примере таджиков г. Казани) // Праздники и обряды в Урало-Поволжье: традиции и новации в современной культуре: сб. статей, посвященный 30-летию кафедры философии, истории и теории мировой культуры СГСПУ и 15-летию ГУСО «Дом дружбы народов». Самара, 23–25 июня 2016 г. / отв. ред. Е. А. Ягафова. Самара: СГСПУ, 2016. С. 113–116.
24. Березин И. С. Практика исследования рынков. М.: Бератор-Пресс, 2003. С. 175–176.
25. Дейан А. Изучение рынков / пер. с франц. под ред. С. Г. Божук. СПб.: ИД «Нева», 2003. С. 64.


Цитирование :

Рычков С. Ю., Столярова Г. Р., Рычкова Н. В., Маддахи Д. М. Татарстанский рынок питания в концепте исламской экономики (маркетинговый и экономико-антропологический аспекты) // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10, № 4. С. 54–65. DOI: 10.21202/1993-047X.10.2016.4.54-65


Тип статьи : Научная статья

Дата поступления статьи :
04.08.2016

Дата принятия в печать :
25.10.2016

Дата онлайн размещения :
29.12.2016