in English

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

16+

 

DOI: 10.21202/1993-047X.10.2016.3.5-27

скачать PDF

Авторы :
1. Дмитрий Викторович Манушин, кандидат экономических наук, доцент
Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП)



Оценка антикризисных планов Правительства РФ в 2015 и 2016 годах и совершенствование плана Правительства РФ по обеспечению стабильного социально-экономического развития России в 2016 году


Цель: оценка результатов антикризисного плана Правительства РФ от 27 января 2015 г., проецирование их на антикризисный план Правительства РФ от 1 марта 2016 г., выявление его проблем и предложение мер по их решению.


Метод: абстрактно-логический.


Результаты: перед экономикой современной России стоят сложные вызовы, порожденные кризисом в экономике, западными санкциями и внешней политикой страны. Правительство, осознавая эти проблемы, второй год утверждает и реализует программы антикризисных мер.
Анализ научной литературы, отчетов правительства и контрольных органов позволил сформулировать выводы о низкой эффективности реализации антикризисного плана от 27 января 2015 г. Не выполнено большинство показателей, по многим направлениям задачи и их реализация носят бессистемный характер с неизмеряемыми результатами и отсутствием системы ответственности за результаты.
Анализ структуры антикризисных мер Правительства РФ на 2016 год продемонстрировал наличие старых проблем, а также появление новых. Отмечено увеличение числа выполняемых показателей с одновременным сокращением финансирования и отсутствием специалистов, предметно занимающихся антикризисными мероприятиями.
Выявлена неэффективная структура антикризисных мер, где приоритет отдается нецелевой поддержке регионов и отечественному автопрому в ущерб социальной составляющей, и другие проблемы.
В результате предложены меры по решению выявленных в антикризисных планах Правительства РФ от 27.01.2015 и 01.03.2016 проблем.


Научная новизна: сформулированы следующие основные шаги по решению выявленных проблем: модернизировать работу антикризисных штабов; конкретизировать все антикризисные меры с разработкой для каждой из них подробного механизма ее реализации и показателей оценки ее эффективности; повысить мотивацию госслужащих; повысить минимальный размер оплаты труда до величины прожиточного минимума; гражданам, получившим от государства бесплатные участки земли, выдавать беспроцентные ссуды на обзаведение первоначальным личным подсобным хозяйством; активизировать работу в области реализации инфраструктурных проектов; решить организационные
проблемы государственного управления социумом и экономикой и др.


Практическая значимость: предложенные меры могут быть использованы для улучшения антикризисного управления в российской макроэкономике.


Ключевые слова :

экономика и управление народным хозяйством; антикризисный план; план Правительства Российской Федерации; меры социально-экономического развития


Cписок литературы :

1. Стариков Н. В. Кризи$. Как это делается. СПб.: Питер, 2009. 148 с.
2. Якунин В. И., Сулакшин С. С., Аверкова Н. А. и др. Политическое измерение мировых финансовых кризисов: феноменология, теория, устранение. М.: Научный эксперт, 2012. 632 с.
3. Сулакшин С. С. О причинах мировых финансовых кризисов: модель управляемого кризиса // Век глобализации. 2013. № 2. С. 48–62.
4. Манушин Д. В. Истинные причины мировых экономических кризисов и их воздействие на российскую экономику // Финансы и кредит. 2014. № 42. С. 52–70.
5. Габараев Б. А., Денишева К. Т. Дилетантский взгляд на современные экономические кризисы // Научно-аналитический журнал Обозреватель – Observer. 2015. № 6. С. 17–29.
6. Манушин Д. В. Обзор, обобщение и оценка теорий экономических циклов и кризисов. Выделение и сопоставление новых теорий: политико-экономического условного цикла и бесконечного кризиса // Финансы и кредит. 2016. № 2. С. 9–26.
7. Шогенова А. Т. О повышении качества управления общественными финансами Российской Федерации в условиях антикризисных мер // Вестник магистратуры. 2015. № 3. С. 105–107.
8. Kadomtseva S., Palochkina V. The Federal Budget Appropriations Impact on Social Policy Effectiveness in the
Russian Federation // Journal of Social Sciences and Humanities. 2015. Vol. 1. No. 5. Pp. 480–487.
9. Idrisov G. The Winners and the Losers: The Effects of New Terms of Trade on Russia›s Industry // Russian Economic Developments. 2015. No. 4. Pp. 26–28.
10. Kolpakova G. M., Evdokimova J. V. Analysis of the Rating of the Russian Federation in the Global Economy in
Terms of Socio-economic Development in the Conditions of Political and Economic Sanctions // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. No. 6 S 7. Pp. 139–142.
11. Lukmanova I. G., Mishlanova M. Y. Determinant Analysis of Public-Private Partnership in Russia // International Journal of Economics and Financial Issues. 2015. Vol. 5. No. 3. Pp. 208–216.
12. Cooley S., Stokes E. Geopolitical visions in Russian media. URL: http://nsiteam.com/social/wp-content/uploads/2015/12/Geopolitical-visions-in-Russian-media.pdf (дата обращения: 15.06.2016).
13. Glukhov V. V., Glukhov E. V., Lialina Z. I., Ostanin V. A., Rozhkov Y. V. Social Function of Small Business Taxes in Russia // Asian Social Science. 2015. Vol. 11. No. 19. Pp. 247–256.
14. Колесников Ю. А., Бочарова Н. Н. Новации в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти в современных условиях // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 7. С. 123–126.
15. Беланова Н. Н., Киреева Е. Е. Оперативные меры антикризисного регулирования российской экономики // Научное обозрение. 2015. № 14. С. 287–290.
16. Хакимов А. Х. Проблемы импортозамещения в современном сельском хозяйстве России // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2015. № 1. С. 104–107.
17. Соколова С. А. Инновационное развитие российской экономики в условиях кризиса // Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машиностроения, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационно-ориентированной экономики. 2015. Т. 1. С. 521–527.
18. Архипова В. А., Ефремов Н. А., Чердакова М. П. Развитие внешней торговли России в условиях торгово-политических санкций // Научный альманах. 2015. № 11–1. С. 72–75.
19. Клюева Е. Ю., Костюхина М. Направления решения проблем финансового кризиса в России в современных условиях // Контентус. 2015. № 5. С. 181–192.
20. Бафталовский М. В., Ефимова А. А., Стецюк Н. М. Влияние международных санкций на экономику Российской Федерации // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2015. Т. 2. С. 121–124.
21. Калимуллина Э. Р., Матягина Т. В. Сравнительная характеристика мероприятий по устранению последствий кризисов 2008–2009, 2014–2015 годов // Молодежный вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. 2015. № 1. С. 182–188.
22. Шамрай И. Н., Цыбина В. В. Обеспечение внутреннего развития экономики как ключевой фактор стабильности // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2015. № 2–3. С. 221–226.
23. Дяченко Э. В., Кадин Д. П. Возможности для активности в бизнесе, предложенные Правительством РФ в плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. // Молодой ученый. 2015. № 12.2. С. 22–24.
24. Шпигунова Ю. А. Импортозамещение в России // Science Time. 2016. № 2. С. 655–658.
25. Rulinskaya A. Factors of economic stability of Russia in conditions of sanctions // Бюллетень науки и практики. 2016. № 5. С. 354–358.
26. Калашникова Д. В. Пути по улучшению экономической ситуации в России после введения санкций // Человек, общество и государство в современном мире: сб-к научных трудов Междунар. научно-практ. конференции. В 2 т. 2016. С. 73–76.
27. Мау В. А. Антикризисные меры или структурные реформы: экономическая политика России в 2015 году // Вопросы экономики. 2016. № 2. С. 5–33.
28. Ашванян С. К., Сапожникова Т. А., Масленников П. В. Экономика России: выход на траекторию роста // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. 2015. Т. 15. № 4. С. 5–14.
29. Слива С. В. Совершенствование государственной политики развития как условие повышения безопасности российской экономики // Теория и практика общественного развития. 2016. № 5. С. 57–59.
30. Чахкиев Г. Г., Шахзадянц М. Г., Азизов Ш. Ш. Альтернативные предложения по антикризисному плану правительства Российской Федерации // Вестник Академии. 2015. № 1. С. 156–159.
31. Джабиев А. П. Институт таможенного администрирования как фактор развития внешней торговли // Международная торговля и торговая политика. 2015. № 1. С. 19–32.
32. Цветков В. А. Меры по поддержке населения и реального сектора экономики России в условиях кризиса // Вестник Финансового университета. 2015. № 3. С. 73–78.
33. Федорова Е. А., Мазаева К. А., Сигова С. В. Перспективы промышленного сектора России: опрос экспертов накануне кризиса // Экономическое возрождение России. 2015. № 3. С. 142–154.
34. Полякова О. А., Аландаров Р. А. Бюджетная политика Российской Федерации в условиях экономической неопределенности // Вестник Финансового университета. 2015. № 5. С. 6–12.

35. Соколов А. Г. Антикризисные программы в дискурсе российских парламентских политических партий // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. Т. 10. № 5. С. 68–72.
36. Никшина Т. А. Анализ эффективности отечественных антикризисных мероприятий 2008–2009 гг. и 2014–2015 гг. // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2015. № 18. С. 103–106.
37. Овчинникова А. В. Концепция государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства на федеральном и региональном уровнях // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. 2015. Т. 25. № 2–4. С. 61–68.
38. Киевич А. В. Антикризисный план Правительства РФ: аргументы за и против // Ученые записки Международного банковского института. 2015. № 11. С. 72–80.
39. Иванова Н. В., Сидоренко Е. Н. Оценка денежно-кредитного регулирования ЦБ в антикризисном плане Правительства РФ // Известия Ростовского государственного строительного университета. 2015. Т. 2. № 20. С. 132–147.
40. Ватаман И. В., Стахеева А. О. Анализ антикризисного плана развития РФ на 2015 год // Государство и бизнес. Современные проблемы экономики: материалы VII Междунар. научно-практ. конференции / Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ, факультет экономики и финансов. СПб.: Информационный издательский учебно-научный центр «Стратегия будущего», 2015. С. 132–135.
41. Соколов М. Устойчивое развитие и социальная стабильность в 2015 году // Транспортная стратегия – XXI век. 2015. № 28. С. 6–8.
42. Кузнецова Е. А. Анализ и пути совершенствования учета объектов налогообложения в субъекте Российской Федерации // Juvenis scientia. 2016. № 2. С. 136–140.
43. Голев А. В. Особенности социально-экономической политики Российской Федерации в современных условиях // Новая наука: теоретический и практический взгляд. 2016. № 5–1. С. 121–127.
44. Макеева О. Б. Инновационное развитие экономики РФ: новые вызовы и оптимизация стратегических планов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2015. № 1. С. 120–125.
45. Лаженцев В. Н. Антикризисное планирование и территориальное развитие // Вопросы территориального развития. 2015. № 2. С. 1–6.
46. Сафрыгин К. Н. Оценка эффективности мер по преодолению кризисов в российской экономике // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 8. С. 175–182.
47. Минина М. И. Почему не срабатывает антикризисный план Правительства РФ на повышение конкурентоспособности российской экономики // Экономическое возрождение России. 2016. № 1. С. 135–142.
48. Манушин Д. В. Оценка и управление проблемами мотивации российских государственных служащих в условиях кризиса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 7. С. 17–35.
49. Янков К. В. Оценка эффективности реализации антикризисных мер в регионах России в 2015 году // Стратегия и тактика реализации социально-экономических реформ: региональный аспект: материалы VII научно-практической конференции. Российская академия наук, Федеральное агентство научных организаций, Правительство Вологодской области, Департамент стратегического планирования
Вологодской области, Администрация города Вологды, Институт социально-экономического развития территорий РАН. 2016. С. 171–180.
50. Казарян С. Г. К вопросу организации антикризисного управления регионами Российской Федерации // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2016. № 6. С. 39–41.
51. Янишевский А. Б. Особенности функционирования сферы бюджетного финансирования в условиях финансово-экономического кризиса // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. № 3. С. 93–100.
52. Ткач Е. С. Использование инструментов гарантирования в реализации «антикризисных» мер финансовой поддержки малого предпринимательства // Социум и власть. 2016. № 1. С. 80–86.
53. Кузина С. И., Яланский А. П., Котельников И. С. Мобилизационные стратегии России в контексте антикризисной политики // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 4. С. 74–76.
54. Мамедов А., Фомина Е. Бюджетные кредиты и дотации регионам в 2015 г. // Экономическое развитие России. 2016. Т. 23. № 3. С. 93–100.
55. Батчиков С. А. Момент истины // Свободная мысль. 2016. № 3. С. 35–44.
56. Крисанкова К. А. Анализ антикризисного плана на 2016 год // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 6–1. С. 140–143.
57. Черноусова К. С., Деманова Д. Г. Анализ влияния экономической ситуации на налоговую систему России в 2016 г. // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2016. № 1–1. С. 595–599.
58. Манушин Д. В. Новый взгляд на понятие «кризис» // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 15. С. 17–24.
59. Манушин Д. В. Современная классификация макроэкономических кризисов // Финансы и кредит. 2013. № 2. С. 35–46.
60. Манушин Д. В. Уточнение понятия «макроэкономический кризис» // Финансы и кредит. 2014. № 25. С. 39–55.
61. Манушин Д. В. Формирование понятия «государственное антикризисное управление макроэкономикой» // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 30. С. 43–62.
62. Манушин Д. В. Обзор и уточнение понятия «антикризисное управление макроэкономикой» // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 37. С. 51–64.
63. Дмитриева О. Г. Экономические кругообороты и финансовые «пылесосы» // Вопросы экономики. 2013. № 7. С. 49–62.
64. Щербанин Ю. А. Некоторые проблемы развития железнодорожной инфраструктуры в России //  Проблемы прогнозирования. 2012. № 1. С. 49–63.
65. Буранова Е. А. Об антикризисном управлении на предприятии // Общество и экономика. 2016. № 8. С. 111–133.
66. Комов В. Г. Антикризисным мерам – социальную направленность // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2015. № 2. С. 48–51.
67. Иванов Г. Г., Орлов С. Л. Стратегическое планирование экономики и важнейшие приоритеты развития России // Вестник экономики, права и социологии. 2014. № 2. С. 38–40.
68. Янков К. В., Моисеев А. К., Евграфов Д. А. Проблемы и перспективы развития особых экономических зон в России // Проблемы прогнозирования. 2016. № 3. С. 101–110.
69. Делягин М. Г. Государство между народом и бизнесом // Полис. Политические исследования. 2008. № 3. С. 134–147.
70. Якунин В. И., Багдасарян В. Э., Сулакшин С. С. Новые технологии борьбы с российской государственностью. 3-е изд. М.: Научный эксперт, 2013. 472 с.
71. Багдасарян В. Э. Проект «Антироссия»: целевой замысел в исторической реконструкции // Проект «Антироссия»: реконструкция и вероятность «успеха». Научно-экспертная сессия. М.: Центр научной политической мысли и идеологии (Центр Сулакшина), 2015. С. 28–52.
72. Ильин В. А. Экономическая политика правительства продолжает противоречить интересам основной части населения страны // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. № 4. С. 9–20.
73. Рогозин Д. М. Когнитивный анализ восприятия экономического кризиса // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 2. С. 3–22.
74. Поварова А. И. Пассивное поведение правительства. Бюджетные проблемы регионов нарастают // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. № 3. С. 39–55.
75. Воробьева И. П. Пределы и проблемы государственного регулирования экономики в условиях экономической нестабильности // Вестник науки Сибири. 2015. № 2. С. 164–170.
76. Осипов В. С. Дисфункции системы государственного управления и необходимость ее реформы // Государственный аудит. Право. Экономика. 2015. № 1. С. 12–16.
77. Гильманов Э. М. Вопросы уголовной ответственности за нарушение бюджетной дисциплины // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2011. № 1. С. 46–48.
78. Пудов Л. С. Российская власть как источник системного кризиса // Альманах мировой науки. 2016. № 4–3. С. 43–47.
79. Вайншток А. Ю., Прокопенко М. В. Программы выхода из современного экономического кризиса: сравнительный анализ // Экономика, социология и право. 2016. № 2. С. 13–19.
80. Микульский К. Системные риски российского общества // Общество и экономика. 2016. № 1. С. 4–7.
81. Медведев Д. А. Новая реальность: Россия и глобальные вызовы // Вопросы экономики. 2015. № 10. С. 5–29.


Цитирование :

Манушин Д. В. Оценка антикризисных планов Правительства РФ в 2015 и 2016 годах и совершенствование плана Правительства РФ по обеспечению стабильного социально-экономического развития России в 2016 году // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10, № 3. С. 5–27. DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.10.2016.3.5-27


Тип статьи : Научная статья

Дата поступления статьи :
10.06.2016

Дата принятия в печать :
22.08.2016

Дата онлайн размещения :
20.09.2016