скачать PDF
Авторы : 1. В.В. Васина, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник
Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования, г. Казань, Россия
2. Р.Г. Халитов, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник
Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования, г. Казань, Россия
Персональная или социальная идентичность в реформировании образования: коррупция или инновация
Цель: разработать модель механизма возникновения выбора персональной или социальной идентичности и на его основе проанализировать психологические предпосылки возникновения коррупции на примере реформирования образования.
Методы: положения вероятностной философии В. В. Налимова; положения синергетики о самоорганизующихся системах; собственные разработки авторов: метод психосоциального диссонанса, модель механизма взаимодействия.
Результаты: На основе разработанной модели механизма выбора персональной или социальной идентичности показано, что коррупция связана с персональной идентичностью чиновника, личные интересы которого преобладают над общественными (а зачастую и противоположны им), несмотря на то, что занимаемая государственная должность предполагает наличие у должностного лица социальной идентичности и социального (общественного) сознания.
Научная новизна: На основе использования авторских методов и моделей, которые тоже представляет научную новизну, в статье впервые исследована роль персональной и социальной идентичности в качестве предпосылки возникновения коррупции.
Практическая значимость: Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической (воспитательной) деятельности при рассмотрении вопросов о коррупции и развития общества, в профилактике коррупционных преступлений.
Ключевые слова :
персональная идентичность; социальная идентичность; реформа; коррупция; коррупционное преступление; психосоциальный диссонанс; готовность к реформе; социальные отношения в обществе; форма самоопределения; взяточничество
Cписок литературы :
1. Рукшин С.Е. Дошли до точки невозврата // Санкт-Петербургские ведомости. URL: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/novosti/rus_psy/n3645.html (дата обращения: 20.10.2014)
2. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений групп в социальной системе: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2002. 306 c.
3. Нуруллин Р.А. Метафизика виртуальности. Казань: Изд-во КГТУ, 2009. 525 с.
4. Налимов В.В. Облик науки. СПб. – М.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. 368 с.
Цитирование :
Васина В.В., Халитов Р.Г. Персональная или социальная идентичность в реформировании образования: коррупция или инновация // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 26–33.
Тип статьи : Научная статья
Дата поступления статьи :
27.10.2014
Дата принятия в печать :
03.12.2014
Дата онлайн размещения :
20.12.2014