in English

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

16+

 

DOI: 10.21202/1993-047X.09.2015.1.156-171

скачать PDF

Авторы :
1. Гюзель Исаевна Гумерова, доктор экономических наук, профессор
Фонд инфраструктурных и образовательных программ (РОСНАНО), г. Москва, Россия

2. Эльмира Шамилевна Шаймиева, доктор экономических наук, доцент
Институт экономики, управления и права (г. Казань), Россия



Управление предприятиями высокотехнологичного бизнеса с учетом тенденций рынков явного и неявного знания: классификация, бизнес-модель


Цель: раскрыть понятие «предприятие высокотехнологичного бизнеса»; разработать классификацию предприятий высокотехнологичного бизнеса; разработать бизнес-модель управления предприятием высокотехнологичного бизнеса.

Методы: общенаучные методы теоретического и эмпирического познания.

Результаты: в исследовании разработана бизнес-модель управления предприятиями высокотехнологичного бизнеса, опирающаяся на: тенденции рынка явных и неявных знаний с учетом доминирования рынка неявных знаний; классификацию предприятий высокотехнологичного бизнеса с учетом трех видов экономической деятельности; возможности управления продолжительностью предприятия высокотехнологичного бизнеса на основе его стоимости на рынке, затрат на технологические инновации, бизнес-показателей. Учтены все виды экономической деятельности в классификации предприятий высокотехнологичного бизнеса (низко-, средне-, высокотехнологичные); в рамках бизнес-модели предприятий высокотехнологичного бизнеса показана возможность управления продолжительностью компании на основе ее стоимости, затрат на технологические инновации, бизнес-показателей.

Научная новизна: обновлена трактовка понятия «предприятие высокотехнологичного бизнеса»; впервые разработана классификация предприятий высокотехнологического бизнеса с выделением трех групп предприятий.

Практическая значимость: в теоретическом плане – в развитии понятийного аппарата менеджмента предприятий высокотехнологичного бизнеса; в практическом плане – в обосновании необходимости управления предприятиями в условиях становления российских рынков явного и неявного знания как совокупности материальных и нематериальных активов, где показатели «рыночная стоимость», «продолжительность жизни компании» являются доминирующими.
 


Ключевые слова :

модель управления; предприятия высокотехнологичного бизнеса; рынок явных и неявных знаний; классификация предприятий высокотехнологичного бизнеса; бизнес-модель; рынок знаний; высокотехнологичный бизнес; технологические инновации; стратегия инновационного развития


Cписок литературы :

1. URL: http://www.nasdaq.com/symbol/wfm (дата обращения: 15.02.2015).
2. URL: http://evotrade.ru/indices/dax/ (дата обращения: 15.02.2015).
3. Нонака И., Такеучи Х. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2011. 384 с.
4. Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Современные тенденции развития рынка явного и неявного знания в промышленно-развитых регионах Российской Федерации // Инвестиии в России. 2013. № 9. С. 37–48.
5. Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Управление  знанием в организации: индикатор функционирования системы, тенденции в российской экономике // Экономика в промышленности. 2014. № 2 (22). С. 37–48.
6. URL: http://thomsonreuters.ru/; http://thomsonreuters.ru/products/derwent-world-patents-index/ (дата обращения: 15.02.2015).
7. Индикаторы науки: 2012 // НИУ «Высшая школа экономики», 2012. С. 263–265 http://www.hse.ru/primarydata/in2012 (дата обращения: 15.02.2015).
8. Минайчев А. Исследование: 100 самых инновационных компаний 2013 г. по версии Thomson Reuters. URL: http://ibusiness.ru/isslyedovaniya/296239 (дата обращения: 15.02.2015).
9. Thomson Reuters 2013. Top 100 global innovators. Honoring The World leaders in innovation. Findings and methofology. October 2013. URL: http://top100innovators.com/top100-2013.pdf (дата обращения: 15.02.2015).
10. Никитин Л.Л. Модели бизнеса наукоемких компаний: структура и взаимосвязи элементов: автореферат дис… канд. экон. наук. М., 2011. С. 14.
11. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.: Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 2227-р от 8 декабря 2011 г.
12. Методика расчета показателей «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте» и «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации»: Приказ Росстат № 21 от 14.01.2014. URL: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:xv_RngTpI_sJ:www.gks.ru/metod/metodika_21.docx+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru (дата обращения: 15.02.2015).
13. Попов М.Л. Особенности управления высокотехнологичными информационными компаниями // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 4. URL: http://www.cfin.ru/press/management/2001-4/04.shtml14 (дата обращения: 15.02.2015).
14. Гохберг Л. М. Статистика науки. М., 2003. 478 с.
15. Шраер А.В. Сервисные и высокотехнологичные услуги в топливно-энергетическом комплексе // Проблемы современной экономики. 2011. № 2. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3641 (дата обращения: 15.02.2015).
16. Jasper J. Technologische Innovationen in Europa& ordnungspolitische Implikationen der Forschungs- und Technologiepolitik der EU. Wiesbaden, Gabler, 1998.
17. Дежина И. Технологические платформы и инновационные кластеры: вместе или порознь? М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2013. 123 с.
18. Мозговой А.И. Виртуально-сетевая фирма управления международным инновационным проектом // Науковедение. 2012. № 1. URL: http://naukovedenie.ru/sbornik10/10_3.pdf (дата обращения: 15.02.2015).
19. Казунобу О. Корпоративная стратегия в высокотехнологичных компаниях // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. 2012. № 3. С. 60–65.
20. Киселев С.В., Мурясова А.Р. Управление стоимостью фирмы // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15. № 19. С. 283–288.
21. Крамин Т.В. Устремленные к цели… динамический характер и иерархическая структура системы управления стоимостью компании // Российское предпринимательство. 2007. № 41. С. 26–30.
22. Кононова Г.А., Циганов В.В. Организация управления стоимостью компании // Российский гуманитарный журнал. 2013. Т. 2. № 3. С. 285–292.
23. URL: http://www.okvad.ru (дата обращения: 15.02.2015)
24. Science, technology and innovation in Europe // Europain Communication. 2008. Pp. 206–207.
25. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/История_ФК_«Манчестер_Юнайтед»_(1878–1969) (дата обращения: 15.02.2015).
26. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Бавария_(футбольный_клуб) (дата обращения: 15.02.2015).
27. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Реал_Мадрид_(футбольный_клуб) (дата обращения: 15.02.2015).
28. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Барселона_(футбольный_клуб) (дата обращения: 15.02.2015).
29. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ЦСКА_(футбольный_клуб,_Москва) (дата обращения: 15.02.2015).
30. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Зенит_(футбольный_клуб,_Санкт-Петербург) (дата обращения: 15.02.2015).
31. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Спартак_(футбольный_клуб,_Москва) (дата обращения: 15.02.2015).
32. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Шахтёр_(футбольный_клуб,_Донецк) (дата обращения: 15.02.2015).
 


Цитирование :

Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Управление предприятиями высокотехнологичного бизнеса с учетом тенденций рынков явного и неявного знания: классификация, бизнес-модель // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1 (33). С. 156–171.

 


Тип статьи : Научная статья

Дата поступления статьи :
22.12.2014

Дата принятия в печать :
27.02.2015

Дата онлайн размещения :
15.04.2015