in English

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

16+

 

DOI: 10.21202/1993-047X.09.2015.1.134-140

скачать PDF

Авторы :
1. Наталья Сергеевна Григорьева, аспирант
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия



Исследование оппортунистического поведения на рынках нестандартизированных продуктов


Цель: исследовать характерные черты оппортунистического поведения на рынках сложных продуктов, не подлежащих стандартизации (на примере оказания услуг по проведению строительно-монтажных работ).

Методы: анализа, синтеза, сбор и описание эмпирических данных.

Результаты: проанализирован значительный объем теоретического материала; проанализированы сметы на строительно-монтажные работы, изучены нормативные документы, проведен опрос сметчиков, руководителей проектов строительно-монтажных работ, потребителей услуг и работ. Выявлены отличия в способах проявления оппортунистического поведения на рынках нестандартизированных продуктов по сравнению с рынками стандартизированных продуктов (результаты изучения которых были изложены в более ранних работах автора).

Научная новизна: доказано, что в условиях индивидуальной проработки каждого проекта (в связи с уникальностью результата экономической деятельности как единого комплекса) предпосылками реализации модели оппортунистического поведения являются высокие издержки на измерение и контроль количества и качества оказанных услуг, использованных материалов, недостаток у заказчика профессиональных компетенций в сфере деятельности производителя.

Практическая значимость: ключевые положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и учебной деятельности при рассмотрении вопросов о сущности оппортунистического проявления между экономическими субъектами.
 


Ключевые слова :

оппортунизм; оппортунистическое поведение; транзакционные издержки; рынки нестандартизированных продуктов; институциональная структура; строительство; экономическая деятельность; экономические санкции


Cписок литературы :

1. Макаров А.М. Корпоративное управление: учеб. пособие. Ижевск, 2014. 231 с.
2. Chen C.C., Peng M.W., Saparito P.A. Individualism, Collectivism, and Opportunism: A Cultural Perspective on Transaction Cost Economics // Journal of Management. 2002. No. 28 (4). Pp. 567–583.
3. Экономический оппортунизм: возможности теоретического и ретроспективного анализа. URL: http://www.uifr.ru/cgi-bin/articles/view.cgi?id=1174 (дата обращения: 08.01.2013).
4. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997. 190 с.
5. Вольчик В.В. Лекции по транзакционным издержкам (Южный федеральный университет). URL: http://institutional.narod.ru/lectures1/ie6.pdf (дата обращения: 15.05.2014).
6. Lumineau F., Quelin B.V. An Empirical Investigation of Interorganizational Opportunism and Contracting Mechanisms. Strategic Organization. 2012. No. 10 (1). Pp. 55–84.
7. Williamson O.E. The Economic Institutions of Capitalism. Firms, Markets, Relational Contracting. N.Y.: The Free Press, 1985.
8. Bodrov O.G. Main causes of Staff labor opportunism in organizations // Life Science Journal. 2014. Vol. 11. No. 9.
9. Трошина К. Э. Проблема оппортунизма менеджеров и механизмы управления оппортунистическим поведением // Молодой ученый. 2014. № 8. С. 605–610. URL: http://www.moluch.ru/archive/67/11314/ (дата обращения: 12.12.2014).
10. Козлова Е.В. Экономические механизмы выявления и ограничения оппортунистического поведения в российских корпорациях // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 10 (264) / Экономика. Вып. 38. С. 117–121. URL: http://www.lib.csu.ru/vch/264/020.pdf (дата обращения: 25.12.2014).
11. Баев И. А., Климов Б. О. Моделирование оппортунистического поведения промышленного предприятия // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2009. № 29 (162). С. 63–65.
12. Королев А.И. Тенденции оппортунистического поведения в условиях экономики неравновесности: дис. … канд. экон. наук. Саратов, 2007. 170 с.
13. Старюк П. Ю. Влияние корпоративного управления на стоимость российских компаний (эмпирический анализ). М., 2008.
14. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистки. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 25.05.2014)
 


Цитирование :

Григорьева Н.С. Исследование оппортунистического поведения на рынках нестандартизированных продуктов // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1 (33). С. 134–140.


Тип статьи : Научная статья

Дата поступления статьи :
17.12.2014

Дата принятия в печать :
15.02.2015

Дата онлайн размещения :
15.04.2015