in English

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

16+

 

DOI: 10.21202/1993-047X.08.2014.2.49-54

скачать PDF

Авторы :
1. Е. В. Матвеева, аспирант
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия



Корпоративное гражданство как философия социально ответственного бизнеса: новый уровень развития


Цель: определить предпосылки и обосновать позиции корпоративного гражданства для организаций как высшего уровня развития в области корпоративной социальной ответственности.

Методы: абстрактно-логический и институциональный.

Результаты: произведен анализ деятельности организаций, применяющих принципы корпоративной социальной ответственности. Выявлены признаки, превышающие рамки этой концепции. Они определены как характерные для нового уровня деятельности организаций – корпоративного гражданства. Путем проведения оценки корпоративного гражданства как позиции организаций сегодня и как научного направления, находящегося в приоритете у ученых, было определено, что корпоративное гражданство сегодня – это вектор развития лидеров мирового бизнеса. Следовательно, данная концепция должна применяться в российской практике и изучаться в научных отраслях. Более того, разработаны действия для внедрения механизма корпоративного гражданства в организации.

Научная новизна: подтверждена позиция корпоративного гражданства как самостоятельной концепции, определены признаки, характерные для корпоративного гражданства. Конкретизированы признаки, повышающие деятельность в рамках корпоративной социальной ответственности до уровня корпоративного гражданства. Дано обоснование, почему корпоративное гражданство – это новый уровень развития бизнеса. Подтверждена взаимосвязь между миссией организации и позицией корпоративного гражданства на примере мировых лидеров бизнеса (для демонстрации взаимосвязи экономического развития и степенью принимаемой ответственности). Предложен ряд мер по внедрению корпоративного гражданства в деятельность организаций.

Практическая значимость: определен механизм внедрения корпоративного гражданства в деятельность организации на этапе ее создания, а также предложены меры для поддержания позиции корпоративного гражданства.


Ключевые слова :

корпоративная социальная ответственность; корпоративное гражданство; нематериальный актив; управление внешней средой; социальный капитал; человеческий капитал; глобализация


Cписок литературы :

1. Маркова Е. В. К вопросу о социальной ответственности бизнеса // Власть. 2007. № 6. С. 55–62.
2. Fifka M. S. Corporate citizenship in Germany and the United States – differing perceptions and practices in transatlantic comparison // Business Ethics: a European Review. 2013. Vol. 22. No. 4. Pp. 341–356.
3. URL: http:// www.cloudwatcher.ru/analytics/2/view/5/
4. Crane A., Matten D., Moon J. Corporations and citizenship: business, value creation, and society. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. 263 p.
5. Altman B. W., Vidaver-Cohen D. A framework for understanding corporate citizenship: Introduction to the special edition of Business and Society Review «Corporate citizenship and the new millennium» // Business and Society Review. 2000. No. 105. Pp. 1–7.
6. Baumann-Pauly D., Scherer A. G. The Organizational Implementation of Corporate Citizenship: an Assessment Tool and its Application at UN Global Compact Participants // Journal of Business Ethics. 2012. No. 1. Pp. 1–17.
7. Gardberg N. A., Fombrun C. J. Corporate Citizenship: Creating intangible assets across institutional environments // Academy of Management Review. 2006. No. 31. Pp. 329–346.
8. Перегудов С. П. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии. М.: Прогресс-Традиция, 2008. 447 с.
9. Киварина М. В. Корпоративное гражданство: модели развитых стран // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Экономические науки. 2012. № 69. С. 8–11.
10. Matten D., Crane A. Corporate citizenship: toward an extended theoretical conceptualization // Academy of Management Review. 2005. No. 30. Pp. 1, 166–179.
11. Maignan I., Ferrell O. C. Measuring Corporate Citizenship in Two Countries: The Case of the United States and France // Journal of Business Ethics. 2000. Vol. 23. No. 3. Pp. 283–297.
12. Matten D., Crane A., Chapple W. Behind the Mask: Revealing the True Face of Corporate Citizenship // Journal of Business Ethics. 2003. No. 45 (1/2). Pp. 109–120.
13. Adler P. S., Kwon S. Social capital: prospects for a new concept // Academy of Management Review. 2002. No. 27. Pp. 17–40.
 


Цитирование :