in English

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

16+

 

DOI: 10.21202/1993-047X.10.2016.2.192-216

скачать PDF

Авторы :
1. Орен Бар-Гилл, профессор права и экономики
Гарвардский университет, г. Кембридж, шт. Массачусетс, США

2. Омри Бен-Шахар, профессор права
Чикагский университет, г. Чикаго, шт. Иллинойс, США



Выход из контракта


Цель: рассмотрение процедуры выхода из контракта, ее недостатков и преимуществ.

Методы: статистический; сравнительный анализ.

Результаты: свободный выход из контракта – один из самых мощных инструментов защиты прав потребителя. Эта процедура освобождает потребителя от нежелательных сделок и является одной из характеристик честного бизнеса. Однако потребители часто выбирают контракты с ограничением выхода, отказываясь от права на свободный выход ради других преимуществ. В данной статье рассмотрены преимущества и издержки свободного выхода из контракта по сравнению с ограничением права выхода. По мнению авторов, предусмотренные существующим законодательством (США) наказания за выход из контракта не решают проблем ограниченного выхода, особенно в свете современных условий рынка. Статья также обращает внимание законодателей на вознаграждения за лояльность, которые являются таким же мощным средством воздействия на потребителя, как наказание за выход, и таким же вредным.

Научная новизна: в статье выявлено парадоксальное положение в законодательстве США: регулирование выхода из контракта активнее всего происходит там, где оно менее всего необходимо. Наказания за выход представляют собой очевидную мишень для судов, тогда как программы лояльности кажутся безвредными и не требующими вмешательства закона.

Практическая значимость: работа представляет интерес для отечественной юридической науки и законодательной власти, поскольку в России проблема выхода из контракта так же актуальна, как и в США, и требует решения, не ущемляющего прав ни потребителей, ни продавцов товаров и услуг.
 


Ключевые слова :

гражданское право; контракт; программа лояльности; штраф за досрочное расторжение контракта; нулевой контракт


Cписок литературы :

1. CFPB. 2013. Consumer Financial Protection Bureau – Program Summary by Budge Activity. URL: http://files.consumerfinance.gov/f2012/02/budget-in-brief. pdf
2. Campbell J. C., Jackson H. E., Madrian B., Tufano P. Consumer Financial Protection // Journal of Economic Perspectives. 2011. Vol. 25. Pp. 91–114.
3. Bar-Gill O., Ben-Shahar O. Regulatory Techniques in the Consumer Protection: A Critique of European Consumer Contract Law // Common Market Law Rev. 2013. No. 50. Pp. 109–125 (Special Issue).
4. Chen B. X. T-Mobile to Cover Termination Fees for New Users // New York Times. 2014. 9 January.
5. Berry J. Bulking Up: The 2013 COLLOQUY Loyalty Census: Growth and Trends in U.S. Loyalty Program Activity. Colloquy. June 2013. URL: http:// www.colloquy.com/files/2013-COLLOQUY-Census-Talk-White-Paper.pdf
6. Cheng R. Verizon Unveils Edge, its Own Pricey Early Upgrade Plan. CNET. 2013. July 18. URL: http://news.cnet.com/8301-1035_3-57594327-94/verizon- unveils-edge-its-own-pricey-early-upgrade-plan/
7. Farrell J., Klemperer P. Coordination and Lock-in: Competition with Switching Costs and Network Effects / In M. Armstrong, R. H. Porter (eds.) // Handbook of Industrial Organization. 2007. Vol. 3. Ch. 31. Amsterdam, Netherlands: North Holland.
8. Bar-Gill O., Ben-Shahar O. No Contract? // University of Chicago Institute for Law and Economics Research Paper. No. 636. 2013. URL: http://papers.ssrn.com/sol3/papers. cfm?abstract_id=2220271
9. Frank J. Dodging Reform: As Some Credit Card Abuses are Outlawed, New Ones Proliferate. Center for Responsible Lending, 2009.
10. Bar-Gill O. Seduction by Contract: Law, Economics and Psychology in Consumer Markets. Oxford, UK: Oxford University Press, 2012.
11. Becher Sh. I., Zarsky T. Z. Open Doors, Trap Doors, and the Law // Law & Contemporary Problems. 2011. No. 74. Pp. 63–90.
12. FCC. 2010. News Release, FCC Survey Confirms Consumers Experience Mobile Bill Shock and Confusion about Early Termination Fees. 26 May.
13. Aghion Ph., Bolton P. Contracts as Barriers to Entry // American Economic Review. 1987. Vol. 77. Pp. 388–401.
14. Cairns R. D., Galbraith J. Artificial Compatibility, Barriers to Entry, and Frequent Flyer Programs // Canadian Journal of Economics. 1990. No. 23. Pp. 807–816.
15. Lederman M. Are Frequent Flyer Programs a Cause of the Hub Premium // Journal of Economics and Management Strategy. 2008. Iss. 17. Pp. 35–66.
16. Caminal R., Claici A. Are Loyalty-Rewarding Pricing Schemes Anti-Competitive? // International Journal of Industrial Organization. 2007. Vol. 25. Pp. 657–674.
17. Grossman S. The Informational Role of Warranties and Private Disclosure about Product Quality // Journal of Law and Economics. 1981. No. 24. Pp. 461–483.
18. Aghion Ph., Hermalin B. Legal Restrictions on Private Contracts Can Enhance Efficiency // Journal of Law, Economics and Organization. No. 6 (2). Pp. 381–409.
19. Kahneman D., Tversky A. Prospect Theory: An Analysis of Decision under Risk // Econometrica. 1979. Vol. 47. Pp. 263–292.
20. Tuttle B. A Disloyalty Movement? Supermarkets and Customers Drop Loyalty Card Programs // Time. 2013. 11 July. URL: http://business.time.com/2013/07/11/ a-disloyalty-movement-supermarkets-and-customers-drop-loyalty-card-programs/
21. Weisse C. Get the Most from Stingier Loyalty Programs. CNN Money Magazine. 2013. 1 July. URL: http://money.cnn.com/2013/07/01/pf/loyalty-pro grams.moneymag/index.html
22. Bar-Gill O., Stone R. Mobile Misperceptions // Harvard Journal of Law & Technology. 2009. No. 23. Pp. 49–118.
23. NY Public Service Commission. 2010. PSC Expands
Consumer Protections. URL: https://www3.dps.ny.gov/pscweb/WebFileRoom.nsf/Web/03377F8CA5F90 142852577
FB00661E93/$File/pr10120.pdf?0penElement
24. Illinois Commerce Commission. 2014. Natural Gas Choice. URL: http://www.icc. illinois.gov/ags/consumereducation.aspx#s1
25. Ducey J. Protect Yourself before Joining­ a Health Club. ABC15 Arizona. 2014. 14 January. URL: www.abc15.com/
dpp/money/consumer/alerts/pro tect-yourself-before-joining-a-health-club
26. Bar-Gill O., Ben-Shahar O. Exit from Contract // Journal of Legal Analysis. 2014. Vol. 6. No. 1. Pp. 151–183.


Оригинальная публикация: https://academic.oup.com/jla/article/6/1/151/2937230


Цитирование :

Русскоязычная версия: Бар-Гилл О., Бен-Шахар О. Выход из контракта // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10, № 2. С. 192–216.
 


Тип статьи : Научная статья

Дата поступления статьи :
18.03.2016

Дата принятия в печать :
30.04.2016

Дата онлайн размещения :
15.07.2016