in English

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

16+

 

DOI: 10.21202/1993-047X.09.2015.4.131-140

скачать PDF

Авторы :
1. Александр Владимирович Комаров, кандидат экономических наук
Государственная академия промышленного менеджмента им. Н. П. Пастухова, г. Ярославль, Россия

2. Дмитрий Юрьевич Брюханов, кандидат экономических наук
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, г. Ярославль, Россия



Влияние компетентностей руководителя на эффективность деятельности организации


Цель: анализ компетентностей руководителя и разработка методики принятия решений для эффективного выполнения им разнообразных менеджерских функций, направленных на улучшение деятельности организации.

Методы: общенаучные методы теоретического познания, абстрактно-логический, метод сравнительного анализа.

Результаты: в статье проведено исследование компетентностей руководителей, раскрывающих особенности личности; разведены содержания понятий «компетентность» и «компетенция»; рассмотрены модели управленческих компетентностей организаций из сфер государственного управления и бизнеса некоторых зарубежных стран; сформированы профессиональные, управленческие и личностно-деловые модели компетентностей руководителя.

Научная новизна: построена методика принятия решений руководителем, которая позволяет ранжировать группы компетентностей и формировать критерии и показатели эффективности работы руководителя на различных этапах.

Практическая значимость: основные положения статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности, при рассмотрении управленческих компетентностей, предложено использование индивидуальных программ развития руководителя, нацеленных на расширение его управленческого потенциала.
 


Ключевые слова :

уровень профессиональной компетентности; модель управленческих компетентностей; руководитель; принятие решений; организация


Cписок литературы :

1. Абчук В. А. Менеджмент: учебник. СПб.: Союз, 2012. 463 с.
2. Российское образование: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, 2010. URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/220207m.htm (дата обращения: 09.10.15).
3. Вудраф Ч. Центры развития и оценки. М.: HIPPO, 2005. 374 с.
4. Кунц Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций / под ред. Д. М. Гвишиани. М.: Прогресс, 1981. 250 с.
5. Vorontsova L., Ismagilova G., Kramin T., Timiryasova A. Elaborating an Innovative Model of Educational Process Management, Designed for Adaptation to the Changes in External Institutional Environment // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. vol. 6. no. 1S3. p. 179.
6. Sabirianova K. Z. The great human capital reallocation: A study of occupational mobility in transitional Russia // Journal of Comparative economics. 2002. vol. 30. no. 1. pp. 191–217.
7. Fan C. S., Overland J., Spagat M. Human capital, growth, and inequality in Russia // Journal of Comparative Economics, 1999. vol. 27. no. 4. pp. 618–643.
8. Liliane V. Management development: subjects and levels // Management Training in High-Tech and R&D. 1997. p. 165.
9. Herd A. M., Alagaraja M., Cumberland D. M. Assessing global leadership competencies: the critical role of assessment centre methodology // Human Resource Development International. 2015. pp. 1–17.
10. Esteban-Lloret N. N., Aragón-Sánchez A., Carrasco-Hernández A. Institutional and competitive drivers on managers’ training and organizational outcomes // BRQ Business Research Quarterly. 2014. vol. 17. no. 4. pp. 242–258.
11. Bevan D., Kipka C., Minina V., Nikitina I. Intellectual competition as technology for professional training of managers: GSOM experience // Journal of Management Development. 2012. vol. 31. no. 3. pp. 263–274.
12. Wood S., de Menezes L. M. Comparing perspectives on high involvement management and organizational performance across the British economy // The International Journal of Human Resource Management. 2008. vol. 19. no. 4. pp. 639–683.
13. Базаров Т. Ю., Ладионенко М. А. Методика создания модели компетентностей // Организационная психология. 2013. T. 3. № 3. C. 61–77.
14. Шагиахметова А. Х. Лидерство: теория, практика и международные стандарты. Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. 188 с.
15. Гоулдман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 304 с.
16. Камалетдинова А. Б. Управленческие компетенции руководителя как фактор создания конкурентного преимущества организации // Психологическая наука и образование. 2013. C. 202.
17. Дмитриева З. М. Руководство сотрудниками и компа­нией // Экономика и предпринимательство. 2014. T. 8. C. 184–196.
18. Развитие управленческого потенциала. Модуль I: учебно-практ. пособие / В. В. Травин, М. И. Магура, М. Б. Курбатова. Модульная программа «Руководитель XXI века». М.: ИД Дело РАНХиГС, 2014. 102 с.
19. Морозова Е. Н. Тренинг развития ресурсов руководителя. СПб.: Евразия, 2010. С. 77–105.
20. Vorontsova L., Safiullin L., Kramin M., Grigoryev R. Testing the Model of Information System of Innovative Management in Education // Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015. vol. 6. no. 1S3. p. 91.
 


Цитирование :

Комаров А. В., Брюханов Д. Ю. Влияние компетентностей руководителя на эффективность деятельности организации // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4. С. 131–140.
 


Тип статьи : Научная статья

Дата поступления статьи :
08.10.2015

Дата принятия в печать :
10.11.2015

Дата онлайн размещения :
15.01.2016