in English

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

16+

 

DOI: 10.21202/1993-047X.10.2016.1.97-123

скачать PDF

Авторы :
1. Орен Бар-Гилл, профессор права и экономики
Гарвардский университет, г. Кембридж, шт. Массачусетс, США

2. Касс Санстейн, профессор Университета Роберта Уолмсли
Гарвардский университет, г. Кембридж, шт. Массачусетс, США



Регулирование как делегирование


Цель: рассмотрение идеи обратного делегирования, когда государство является принципалом, а частные лица – агентами с точки зрения бихевиористской теории «принципал – агент».

Методы: статистический, социологического опроса.

Результаты: государство принимает за нас решения либо помогает нам прийти к решению, которое считает наиболее правильным, в самых разных областях, начиная от пенсионных накоплений, топливного сектора и продажи лекарств и заканчивая потребительским кредитованием и потреблением продуктов питания, т. е. выполняет функции нашего агента. С точки зрения теории «принципал – агент» и бихевиористской теории «принципал – агент» большу́ю долю регулирования в современном мире можно расценивать как гипотетическое делегирование. В статье, переходя от благосостояния отдельного человека к проблеме общественного благосостояния, рассматривается идея обратного делегирования, когда государство служит принципалом, а частные лица – агентами. Показано, что природа делегирования меняется в зависимости от контекста. В статье описаны условия, при которых тот или иной подход будет иметь смысл.

Научная новизна: работа посвящена зарубежному опыту регулирования через делегирование полномочий на примере страны с развитой рыночной экономикой (США), показаны перспективы данного подхода в решении как публичных, так и частных задач. Рассматривается применение теории «принципал – агент» и бихевиористской теории «принципал – агент» для разграничения таких видов гипотетического делегирования, как информирование, стандартные правила, поощрения, возвраты, мандаты и запреты. Разобраны преимущества и затраты на делегирование, определены обстоятельства, при которых тот или иной подход имеет смысл.

Практическая значимость: теория «принципал – агент» широко применяется в экономике и политологии и может служить удобным инструментом для рассмотрения оптимального масштаба и сущности той помощи, которую предоставляет нам государство в качестве нашего агента. Работа представляет интерес для отечественной юридической науки, поскольку в России институт делегирования является малоизученным правовым явлением.
 


Ключевые слова :

гражданское право; бихевиористская теория «принципал – агент»; теория «принципал – агент»; регулирование; делегирование


Cписок литературы :

1. Ackerman B. We the People. Vol. 1: Foundations. Cambridge, MA: Belknap Press. 1993.
2. Vermeule A. The Administrative State: Law, Democracy, and Knowledge / in Mark Tushnet. et al., eds.: Oxford Handbook of the United States Constitution. New York, NY: Oxford University Press. 2015.
3. Cook B. J., Wood B. D. Principal-agent models of political control of bureaucracy // American Political Science Review. 1989. Vol. 83. No. 3. Pp. 965–978.
 4. Gersen J. E. Designing Agencies: Public Choice and Public Law // Research Handbook on Public Choice and Public Law / D. A. Farber & A. O'Connell, eds. Northampton, MA: Edward Elgar Publishing. 2010.
5. Levmore S. From Helmets to Savings and Inheritance Taxes: Regulatory Intensity, Information Revelation, and Internalities // The University of Chicago Law Review. 2014а. Vol. 81. No. 1. Pp. 229–249.
6. Leymore S. Internality Regulation through Public Choice // Theoretical Inquiries L. 2014b. No. 15. Pp. 447–470.
7. Gomez-Mejia L. R., Wiseman R. M. A behavioral agency model of managerial risk taking // Academy of management Review. 1998. Vol. 23. No. 1. Pp. 133–153.
8. Pepper A., Gore J. Behavioral agency theory new foundations for theorizing about executive compensation // Journal of management. 2015. Vol. 41. No. 4. Pp. 1045–1068.
9. Bar-Gill O., Sunstein C. R. Regulation as Delegation: Survey Evidence. Unpublished Manuscript. 2015.
10. Sunstein C. R. Do People Like Nudges? Unpublished manuscript. URL: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2604084
11. Sunstein C. R. Which Nudges Do People Dislike? A Nationally Representative Survey. Unpublished Manuscript. 2015b.
12. Thaler R. H., Shefrin H. M. An Economic theory of self-control // The Journal of Political Economy. 1981. Vol. 89. Pp. 392–406.
13. Chetty R. Behavioral economics and public policy: A pragmatic perspective // American Economic Review. 2015. Vol. 103. Pp. 1–33.
14. Fama E. Agency Problems and the Theory of the Firm // The journal of political economy. 1980. Vol. 88. Pp. 288–307.
15. Holmstrom B., Milgrom P. Multitask principal-agent analyses: Incentive contracts, asset ownership, and job design // Journal of Law, Economics & Organization. 1991. Vol. 7. Pp. 24–52.
16. Conly S. Against Autonomy, Cambridge: Cambridge University Press, 2012. Pp. 2–12.
17. Fehr E., Herz H., Wilkening T. The lure of authority: Motivation and incentive effects of power // American Economic Review. 2013. Vol. 103. No. 4. Pp. 1325–1359.
18. Bubb R., Pildes R. H. How behavioral economics trims its sails and why // Harvard Law Review. 2014. Vol. 127. Pp. 13–29.
19. Ayres I. Default rules for incomplete contracts // The New Palgrave Dictionary of Economics and the Law. 1998. Vol. 1. Pp. 585–589.
20. Ayres I., Gertner R. Filling gaps in incomplete contracts: An economic theory of default rules // The Yale Law Journal. 1989. Vol. 99. No. 1. Pp. 87–130.
21. Easterbrook F. H., Fischel D. R. The corporate contract // Columbia Law Review. 1989. Vol. 89. No. 7. Pp. 1416–1448.
22. Rawls J. A Theory of Justice. Cambridge, MA: Harvard University Press. 1971.
23. Bubb R., Warren P. L. Optimal Agency Bias and Regulatory Review // The Journal of Legal Studies. 2014. Vol. 43. No. 1. Pp. 95–135.
24. Gayer T., Viscusi W. K. Overriding consumer preferences with energy regulations // Journal of Regulatory Economics. 2013. Vol. 43. No. 3. Pp. 248–264.
25. Warren P. L., Wood D. H. The Political Economy of Regulation in Markets with Naïve Consumers // Journal of the European Economic Association. 2014. Vol. 12. No. 6. Pp. 1617–1642.
26. Bar-Gill O., Barzuza M., Bebchuk L. A. The Market for Corporate Law // Journal of Institutional and Theoretical Economics. 2006. Vol. 162. Pp. 134–172.
27. Bebchuk L. A. Federalism and the corporation: the desirable limits on state competition in corporate law // Harvard Law Review. 1992. Pp. 1435–1510.
28. Bebchuk L. A., Shavell S. Information and the Scope of Liability for Breach of Contract: The Rule of Hadley v. Baxendale // Journal of Law, Economics & Organization. 1991. Vol. 7. Pp. 284–312.
29. Weyand J. Micromanagement: outmoded or alive and well? // Management Review. 1996. Vol. 85. No. 11. Pp. 62–63.
30. Shafir E., Mullainathan S. Scarcity: Why Having Too Little Means So Much. New York: Times Books. 2013.
31. Lewis M. Obama's Way // Vanity Fair. 2012.
32. Laffont J.-J., Martimort D. The theory of incentives: the principal-agent model. Princeton, NJ: Princeton University Press. 2002.
33. Arlen J., Spitzer M., Talley E. Endowment effects within corporate agency relationships // The Journal of Legal Studies. 2002. Vol. 31. No. 1. Pp. 1–37.
34. Arlen J., Tontrup S. Does the endowment effect justify legal intervention? The debiasing effect of institutions // The Journal of Legal Studies. 2015. Vol. 44. No. 1. Pp. 143–182.
35. Pronin E., Lin D. Y., Ross L. The bias blind spot: Perceptions of bias in self versus others // Personality and Social Psychology Bulletin. 2002. Vol. 28. No. 3. Pp. 369–381.
36. Sharot T. The optimism bias: A tour of the irrationally positive brain. London: Vintage. 2011.
37. Bhargava S., Loewenstein G., Sydnor J. Do Individuals Make Sensible Health Insurance Decisions? Evidence from a Menu with Dominated Options. Working Paper. URL: www.nber.org/papers/w21160
38. Bhargava S., Loewenstein G. Behavioral economics and public policy 102: Beyond nudging // American Economic Review. 2015. Vol. 105. No. 5. Pp. 396–401.
39. Gigerenzer G. Simply rational: Decision making in the real world. Oxford: Oxford University Press. 2015b.
40. Laibson D. Why Don't Present-Biased Agents Make Commitments? // The American Economic Review. 2015. Vol. 105. No. 5. Pp. 267–272.
41. Bar-Gill O. Seduction by Contract: Law, Economics and Psychology in Consumer Markets. Oxford: Oxford University Press. 2012.
42. Canetti L., Bachar E., Berry E. M. Food and emotion // Behavioural processes. 2002. Vol. 60. No. 2. Pp. 157–164.
43. Wansink B. Slim by Design. New York, NY: William Morrow. 2014.
44. DellaVigna S., Malmendier U. Paying not to go to the gym // The American Economic Review. 2006. Vol. 96. Pp. 694–719.
45. Danz D., Kubler D., Mechtenberg L., Schmid J. On the failure of hindsight-biased principals to delegate optimally // Management Science. 2015. Vol. 61. No. 8. Pp. 1938–1958.
46. Gigerenzer G. On the supposed evidence for libertarian paternalism // Review of philosophy and psychology. 2015. DOI:10.1007/s13164-015-0248-1.
47. Glaeser E. L. Paternalism and Psychology // The University of Chicago Law Review. 2006. Pp. 133–156.
48. Hayek F. A. The Market and Other Orders. Chicago, IL: University of Chicago Press, 2014.
49. Mill J. S. On liberty. London: Longman, Roberts & Green Co. 1869.
50. Schnellenbach J., Schubert Ch. Behavioral Public Choice: A Survey // Eur. Journal of Political Economy, Forthcoming. 2015.
51. Aghion Ph., Tirole J. Real and Formal Authority in Organization // Journal of Political Economy. 1997. Vol. 105. Pp. 1–29.
52. Bubb R., Warren P. L. A Behavioral Contract Theory Model of Retirement Savings. Working Paper.
53. Hermalin B. E. Managerial preferences concerning risky projects // Journal of Law, Economics & Organization. 1993. Vol. 9. No. 1. Pp. 127–135.
54. Yellen J. L. Efficiency Wage Models of Unemployment // The American Economic Review. 1984. Vol. 74. Pp. 200–205.
55. Arrow K. Research in Management Controls: A Critical Synthesis / In C. P. Bonini, R. K. Jaedicke, & H. M. Wagner, eds. // Management Controls: New Directions in Basic Research. New York, NY: McGraw-Hill. 1964. Pp. 317–327.
56. Rebonato R. Taking Liberties: A Critical Examination of Libertarian Paternalism. London: Palgrave Macmillan. 2012.
57. Zywicki T. J. The Economics and Regulation of Bank Overdraft Protection // Wash. & Lee L. Review. 2012. Vol. 69. Pp. 1141–1200.
58. Sunstein C. R. The Storrs Lectures: Behavioral Economics and Paternalism // Yale L. J. 2012. Vol. 122. Pp. 1826–1899.
59. Porat A., Strahilevitz L. J. Personalizing Default Rules and Disclosure with Big Data // Mich. L. Rev. 2013. Vol. 112. Pp. 1417–1519.
60. Sunstein C. R. Choosing not to choose // Duke LJ. 2014. Vol. 64. P. 1–52.
61. Waldfogel J. Scroogenomics: Why You Shouldn't Buy Presents for the Holidays. Princeton, NJ: Princeton University Press. 2009.
62. Bar-Gill O., Warren E. Making credit safer // University of Pennsylvania Law Review. 2008. Vol. 157. Pp. 1–101.
63. Agarwal S., Driscoll J. C., Laibson D. I. Optimal Mortgage Refinancing: A Closed-Form Solution // Journal of Money, Credit and Banking. 2013. Vol. 45. No. 4. Pp. 591–622.
64. Gillette C. P. Rolling contracts as an agency problem // Wis. L. Rev. 2004. Pp. 679–722.
65. Loewenstein G., Cain D. M., Sah S. The limits of transparency: Pitfalls and potential of disclosing conflicts of interest // The American Economic Review. 2011. Vol. 101. No. 3. Pp. 423–428.
66. Varian H. R. Monitoring agents with other agents // Journal of Institutional and Theoretical Economics (JITE) / Zeitschrift für die gesamte Staatswissenschaft. 1990. Vol. 146. Pp. 153–174.
67. Sunstein C. R. Valuing Life. Chicago, IL: University of Chicago Press. 2014a.
68. Freeman J., Rossi J. Agency coordination in shared regulatory space // Harvard Law Review. 2012. Vol. 125. Pp. 1131–1211.
69. Thaler R. H. et al. Choice Architecture / in Eldar Shafir, ed. // The Behavioral Foundations of Public Policy. Princeton, NJ: Princeton University Press. 2013.
70. Hale R. L. Coercion and distribution in a supposedly non-coercive state // Political Science Quarterly. 1923. Vol. 38. No. 3. Pp. 470–494.
71. Kaplow L. Rules versus standards: An economic analysis // Duke Law Journal. 1992. Vol. 42. Pp. 557–629.
72. Jolls C. Product Warnings, Debiasing, and Free Speech: The Case of Tobacco Regulation // Journal of Institutional and Theoretical Economics JITE. 2013. Vol. 169. No. 1. Pp. 53–78.
73. Ben-Shahar O., Schneider C. E. More than you wanted to know: The Failure of Mandated Disclosure. Princeton University Press. 2014.
74. Bar-Gill O., Ferrari F. Informing Consumers about Themselves // Erasmus L. Review. 2010. Vol. 3. Pp. 93–119.
75. Bubb R. TMI? Why the optimal architecture of disclosure remains TBD // Michigan Law Review. 2015. Vol. 113. Pp. 1021–1042.
76. Beshears J., Weller B. Public policy and saving for retirement: The «autosave» features of the Pension Protection Act of 2006 // Better living through economics. 2010. Pp. 274–290.
77. Johnson E. J., Goldstein D. G. Do defaults save lives? // Science. 2003. Vol. 302. Pp. 1338–1339.
78. Johnson E. J., Hershey J., Meszaros J., Kunreuther H. Framing, probability distortions and insurance decisions // Journal of Risk & Uncertainty. 1993. Vol. 7. Pp. 35–51.
79. Willis L. E. When nudges fail: Slippery defaults // The University of Chicago Law Review. 2013. Vol. 80. Pp. 1155–1229.
80. Johnson E. J., Goldstein D. G. Decisions by Default / in Eldar Shafir, ed. // Behavioral Foundations of Policy. Princeton, NJ: Princeton University Press. 2013. Pp. 417–427.
81. Strnad J. Conceptualizing the @fat tax»: the role of food taxes in developed economies // Southern California Law Review. 2005. Vol. 78. Pp. 1221–1326.
82. Ayres I. Carrots and sticks: Unlock the power of incentives to get things done. New York City: Bantam. 2010.
83. Gigerenzer G. Risk savvy: how to make good decisions. London: Penguin. 2014.
84. Willis L. E. The financial education fallacy // The American Economic Review. 2011. Vol. 101. No. 3. Pp. 429–434.
85. Grüne-Yanoff T., Hertwig R. Nudge Versus Boost: How Coherent are Policy and Theory? // Minds and Machines. 2015. DOI: 10.1007/s11023- 015-9367-9.
86. Mylovanov T. Veto-based delegation // Journal of Economic Theory. 2008. Vol. 138. No. 1. Pp. 297–307.
87. Kőszegi B. Behavioral contract theory // Journal of Economic Literature. 2014. Vol. 52. No. 4. Pp. 1075–1118.
 88. Cooter R. Prices and Sanctions // Columumbia Law Review. 1984. Vol. 84. Pp. 1523–1560.
89. Gneezy U., Rustichini A. A Fine is a price // Journal of Legal Studies. 2000. Vol. 29. Pp. 1–17.
90. Kahneman D., Tversky A. Prospect theory: An analysis of decision under risk // Econometrica: Journal of the Econometric Society. 1979. Vol. 47. Pp. 263–291.
91. Zamir E. Law, Psychology, & Mortality: The Role of Loss Aversion. Oxford: Oxford University Press. 2014.
92. Sunstein C. R. Deciding by Default // University of Pennsylvania Law Review. 2013. Vol. 162. Pp. 1–57.
93. Barr M. S., Mullainathan S., Shafir E. Behaviorally Informed Financial Services Regulation. Washington, DC: New America Foundation. 2008.
94. Barr M. S., Mullainathan S., Shafir E. The case for behaviorally informed regulation / In D. Moss & J. Cisternino, eds. // New Perspectives on Regulation. Cambridge, MA: The Tobin Project. 2009. Pp. 25–61.
95. Bamberger K. A. Regulation as delegation: private firms, decisionmaking, and accountability in the administrative state // Duke Law Journal. 2006. Vol. 56. Pp. 377–468.
96. Fried B. The Progressive Assault on Laissez-Faire. Cambridge, MA: Harvard University Press. 2002.
97. Ellickson R. Order without Law. Cambridge, MA: Harvard University Press. 1994.
98. Ostrom E. Governing the Commons. Cambridge: Cambridge University Press. 1990.
99. Ulmann-Margalit E. The Emergence of Norms. Oxford: Oxford University Press. 1976.
100. Allcott H. Social norms and energy conservation // Journal of Public Economics. 2011. Vol. 95 No. 9. Pp. 1082–1095.
101. Sunstein C. R., Reisch L. A. Automatically green: Behavioral economics and environmental protection // Harvard Environmental Law Review. 2014. Vol. 38. Pp. 127–158.
102. Pichert D., Katsikopoulos K. V. Green defaults: Information presentation and pro-environmental behaviour // Journal of Environmental Psychology. 2008. Vol. 28. No. 1. Pp. 63–73.
103. Loewenstein G., Sunstein C. R., Golman R. Disclosure: Psychology changes everything // Ann. Rev. Econ. 2014. Vol. 6. Pp. 391–419.
104. Benartzi Sh., Thaler R. H. Behavioral Economics and the Retirement Savings Crisis // Science. 2013. Vol. 339. Pp. 1152–1153.
105. DiPasquale D., Glaeser E. L. Incentives and social capital: are homeowners better citizens? // Journal of urban Economics. 1999. Vol. 45. No. 2. Pp. 354–384.
106. Bubb R., Krishnamurthy P. Regulating Against Bubbles: How Mortgage Regulation Can Keep Main Street and Wall Street Safe-From Themselves // U. Pa. Law Rev. 2014. Vol. 163. P. 1539.
107. Bar-Gill O., Sunstein C. R. Regulation as Delegation // Journal of Legal Analysis,.2015. vol. 7. No. 1. pp. 1–36.


Оригинальная публикация: https://academic.oup.com/jla/article/7/1/1/891422


Цитирование :

Русскоязычная версия: Бар-Гилл О., Санстейн К. Регулирование как делегирование // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. № 1. С. 97–123.


Тип статьи : Научная статья

Дата поступления статьи :
02.02.2016

Дата принятия в печать :
28.02.2016

Дата онлайн размещения :
15.04.2016