in English

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

16+

 

DOI: 10.21202/1993-047X.10.2016.1.35-47

скачать PDF

Авторы :
1. Г. В. Астратова, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор
Уральский государственный лесотехнический университет (УГЛТУ), г. Екатеринбург, Россия

2. О. А. Рущицкая, кандидат экономических наук, доцент
Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург, Россия



Эволюция маркетинговой парадигмы: новое видение


Цель: обоснование целесообразности использования дисциплинарной матрицы Т. Куна применительно к теории маркетинга.

Методы: парадигматический и системный методы анализа маркетинговых явлений.

Результаты: на текущий момент парадигма как особый инструмент научного исследования является малоизученной проблемой в методологии маркетинга в отличие от других отраслей знания. Анализ доступной нам литературы не выявил источников, использующих знаменитую дисциплинарную матрицу Т. Куна и ее составные элементы: символические обобщения, метафизические части, ценности и общепринятые образцы – применительно к маркетингу.
Описано содержание структуры маркетинговой парадигмы по типу дисциплинарной матрицы Т. Куна, в состав которой входят четыре вышеуказанных элемента: 1) символические обобщения представляют собой выражения, которые используются членами научного сообщества без разногласий и сомнений и могут быть легко формализованы или вербализованы (например, дефиниция маркетинга); 2) метафизические части современного маркетинга представляют собой совокупность множества существующих концепций и теорий (например, теория этапов эволюции маркетинга); 3) ценности в контексте парадигмы маркетинга рассматриваются авторами посредством расстановки акцентов на трех объектах исследования: а) товар (услуга) – создание нового товара и/или формирование набора качеств, присущих товару (услуге), воспринимаемых потребителем как совокупность рациональных и эмоциональных ценностей товара; б) потребитель – разработка «ценностного предложения для потребителя»; в) продавец/производитель – исходя из понятия «цепочка ценностей» строится стратегическое управление фирмы; 4) общепринятые образцы парадигмы маркетинга включают стандарты, или алгоритмы, схемы и методы решения конкретных задач маркетингового исследования (например, схема этапов процесса маркетинговых исследований и отраслевые стандарты их проведения).

Научная новизна: обоснована целесообразность использования дисциплинарной матрицы Т. Куна применительно к теории маркетинга.

Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении концептуальных вопросов об эволюции понятия и сущности маркетинга как системы научного знания. Выявленное качественное наполнение каждого элемента матрицы применительно к маркетинговой парадигме может стать побудительным началом для дальнейших количественных исследований содержания дисциплинарной матрицы.
 


Ключевые слова :

экономика и управление народным хозяйством; парадигма; маркетинг; маркетинговая парадигма; дисциплинарная матрица маркетинговой парадигмы; экономика


Cписок литературы :

1. Кун Т. Структура научных революций. М., 2009. 310 с.
2. Котенко В. П. Парадигма как методология научной деятельности // Библиосфера. 2006. № 3. С. 21–25.
3. Кирдина С. Г. Современные теоретические модели ­экономики. 2011. URL: http://www.kirdina.ru/doc/news/25sep11/nocover/4.pdf (дата обращения: 01.09.15).
4. Качество жизни в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы / коллективн. моногр. под общ. и науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Г. В. Астратовой. Екатеринбург: ­Изд-во ГК «Стратегия позитива»ТМ, 2014. 542 с.
5. Мельников М. Н. Некоторые вопросы эволюции современной парадигмы экономической теории // Управление экономическими системами. Электронный научный журнал. 2011. № 12.
6. Дугин А. Г. Эволюция парадигмальных оснований науки. М.: Арктогея-Центр, 2002. 418 с.
7. Клейнер Г. Б. Системная парадигма и системный менеджмент // Российский журнал менеджмента. Т. 6. 2008. № 3. C. 27–50.
8. Котенко В. П. Парадигма как методология научной деятельности // Библиосфера. 2006. № 3. С. 21–25.
9. Sarton G. Introduction to the History of Science, London, 1975.
10. Яковец Ю. В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы // Вопросы философии. 1997. № 1. С. 10.
11. Корнаи Я. Системная парадигма // Вопросы экономики. 2002. № 4. С. 4–22.
12. Азгальдов Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров (основы квалиметрии). М.: Экономика, 1982. 256 с.
13. Астратова Г. В. Продовольственный маркетинг в сис­теме агропромышленного комплекса: дис. … д-ра экон. наук. Екатеринбург, 1998. 304 с.
14. Астратова Г. В., Баженова Е. В. Маркетинг в ЖКХ: учебн. пос. / под общ. и науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Г. В. Астратовой. Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2015. 446 с.
15. Jeannet, J.-P., Hennessey H. David. Global Marketing Strategies / 3-d ed. Boston – New Jersey: Houghton Mifflin Company, 1995. 896 p.
16. Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал, технологии, стратегии. М.: Вильямс, 2005. 1008 с.
17. Основы маркетинга: учебник: курс лекций и практикум. В 3 ч. Ч. 1 / коллектив авторов под общ. и науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Г. В. Астратовой. Екатеринбург: Уральский центр академического обслуживания, 2008. 692 с.
18. Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Анн X. Маркетинг: учебник для вузов. М.: Экономика, 2001. 718 с.
19. Годин С. Доверительный маркетинг. Как из незнакомца сделать друга и превратить его в покупателя. М.: Альпина Паблишер, 2008. 256 с.
20. Льюис Д. Нейромаркетинг в действии. Как проникнуть в мозг покупателя. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. 304 с.
21. Голубков Е. П. Использование Интернета в маркетинге // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. № 3. С. 109–116.
22. Ambler T., Styles Ch. The Silk Road to International Marketing: Profit and Passion in Global Business. London: Financial Times-Prentice Hall, 2000. Pp. 4–6.
23. Третьяк О. А. Отношенческая парадигма современного маркетинга // Российский журнал менеджмента. Т. 11. 2013. № 1. С. 41–62.
24. Юлдашева О. У. Новая маркетинговая парадигма: где искать конкурентные преимущества? URL: http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=001619 (дата обращения: 01.09.15).
25. Котляревская И. В., Баженов И. А., Осипов М. И. Маркетинговая парадигма в менеджменте продуктовых инноваций // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. № 2. С. 3–8.
26. Богданов А. Парадигмы логистики. 25 апреля 2015. URL: http://cargolink.ru/ls/blog/781.html (дата обращения: 01.09.15).
27. Черенков В. И. Эволюция маркетинговой теории и трансформация доминирующей парадигмы маркетинга // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2004. Сер. 8. Вып. 2 (№ 16). С. 3–32.
28. Козлова О. А. Теория и методология формирования рынка органической продовольственной продукции на основе холистического маркетинга: дис. … д-ра экон. наук. Омск, 2011. 340 с.
29. Платонова Н. А. Парадигмы феномена личного потребления. 2011. URL: http://freeref.ru/wievjob.php?id=470117 (дата обращения: 01.09.15).
30. Фиск П. Маркетинг гений. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. 680 с.
31. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 715 c.
32. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга / пер. с англ. 2-е изд. М.: Вильямс, 2007. 944 с.
33. Черчилль Г. А. Маркетинговые исследования. СПб.: Питер, 2000. 752 с.
34. Шапошников В. А. Маркетинговые исследования рынка интеллектуальных услуг: теоретико-методологические основы: дис. … д-ра экон. наук. Омск, 2012. 303 с.
35. Маркетинговые исследования, опросы общественного мнения и социальные исследования. Основные термины и требования к организации исследования / Международный стандарт ISO 20252. 1-е изд. 2006-04-01. М.: ЗАО «Технонорматив», 2007.
 


Цитирование :

Астратова Г. В., Рушицкая О. А. Эволюция маркетинговой парадигмы: новое видение // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. № 1. С. 35–47.
 


Тип статьи : Научная статья

Дата поступления статьи :
06.09.2015

Дата принятия в печать :
09.11.2015

Дата онлайн размещения :
15.04.2016