in English

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

16+

 

DOI: 10.21202/2782-2923.2021.3.485-505

скачать PDF

Авторы :
1. Александр Иванович Яковлев, доцент кафедры экономической теории
СПбГЭТУ «ЛЭТИ»



Противоречия экономической теории: конфликт теории и практики в эпоху цифровизации


Цель: анализ работ представителей неоклассического направления в экономической теории, в первую очередь монографии Альфреда Маршалла «Принципы экономической науки», с целью обозначить те пробелы (или проблемы) неоклассики, которые были заложены в основание economics еще при ее формировании.
 
Методы: основным методом исследования выбран метод единства исторического и логического в отношении развития теории денег как отражения практики развития капиталистических товарно-денежных отношений.
 
Результаты: в статье кратко прослежены первые звенья логической цепи «теория товара – теория денег – теория капитала» триады Маркса как отражение исторического развития метаморфоза Т – Д – Т с точки зрения трансформации классической политической экономии в economics. Дан критический анализ ее фундаментальных предпосылок, показаны логические противоречия в ее конструкции. Отмечено, что неоклассика не в состоянии объяснить практику современного маркетинга, в частности branding, и не готова к анализу цифровой экономики в целом как сегмента современной экономики.
 
Научная новизна: в статье на основе анализа допущения ceteris paribus на ключевые факторы кривой спроса показано, что данное допущение противоречит современной практике. Впервые рассмотрены роль рекламы и, шире, информационного фактора, а также роль и значение branding как во многом определяющих спрос и кривую спроса в условиях цифровой экономики. Впервые продемонстрировано, что криптоэкономика как принципиально новое направление финансовой практики не входит в сферу анализа mainstream и не может быть им признано, так как базируется на иных методологических предпосылках.
 
Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть широко использованы в научной и педагогической деятельности, поскольку на повестке дня – создание новой теории денег, адекватной информационной или цифровой экономике как очередному этапу в развитии общества. Неизбежным этапом этого непростого, противоречивого процесса смены экономической парадигмы, затрагивающего всю систему экономических отношений и структурно выраженного в знаменитой триаде Товар – Деньги – Капитал, является диалектическое отрицание существующей системы взглядов, ее теоретическое преодоление.

Ключевые слова :
цифровая экономика; теория денег; деньги; теория товара; теория стоимости; цифровые деньги; цифровой капитал; кривая спроса; криптоэкономика

Cписок литературы :
1. Маркс К. К критике политической экономии // Сочинения. Т. 12 / К. Маркс, Ф. Энгельс. 805 С.
2. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Национальная_программа_Цифровая_экономика_Российской_Федерации (дата обращения: 10.05.2021).
3. Милль Дж. С. Основы политической экономии с некоторыми приложениями к социальной философии. М.: Эксмо, 2007. 1037 с.
4. фон Мизес Л. Теория денег и кредита: пер. с англ. и нем. 2-е изд. М.; Челябинск: Социум, 2020. 804 с.
5. Маршалл А. Принципы экономической науки / авт. вступ. ст. Дж. М. Кейнс. М.: Прогресс, 1993. 594 с.
6. Пигу А. С. Экономическая теория благосостояния: для научных библиотек. М.: Прогресс, 1985. Т. 1. 512 с.
7. Сухарева М. А. От концепции постиндустриального общества к концепции экономики знаний и цифровой экономики: критический анализ терминологического поля // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. № 68. С. 445–464.
8. Гильфердинг Р. Финансовый капитал: Новейшая фаза в развитии капитализма / пер. с нем. И. Степанова. М.: Огиз: Гос. соц.-экон. изд-во, 1931. XI. 460 с.
9. Stonier T. The Wealth of Information. A Profile of the Post-Industrial Economy. London, 1983. 211 p.
10. Маркс К. Капитал // Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 23. 907 с.
11. Джевонс У. С. Деньги и механизм обмена / пер. с англ. Челябинск: Социум, 2006. 192 с.
12. Экономическая функция рекламы. URL: https://spravochnick.ru/reklama_i_pr/ekonomicheskaya_funkciya_reklamy (дата обращения: 10.05.2021).
13. Ишманова Н. С., Ишманова М. С. Микроэкономика (в структурно-логических схемах): учебно-метод. Ижевск, 2017. 28 с.
14. Основы теории спроса, предложения и ценообразования. URL: https://studwood.ru/1370131/ekonomika/osnovy_teorii_sprosa_predlozheniya_tsenoobrazovaniya (дата обращения: 10.05.2021).
15. Фридман М. Маршаллианская кривая спроса. Вехи экономической мысли / сост. и общ. ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экон. школа [и др.]. Т. 1: Теория потребительского поведения и спроса. 1999. 380 с.
16. Ореховский П. А. Однородность потребительских предпочтений: существует ли кривая спроса? // Вопросы регулирования экономики. 2013. Т. 4, № 4. С. 60–72.
17. Экономические взгляды А. Пигу. Принцип «Наименьшей Совокупной жертвы». URL: https://vuzlit.ru/1867086/teoreticheskie_pozitsii_pigu (дата обращения: 10.05.2021).
18. Носова С. С. Микроэкономика в вопросах и ответах: учебное пособие. М.: КноРус, 2012. 218 с.
19. Эванс В. Ключевые стратегические инструменты. 88 инструментов, которые должен знать каждый менеджер. М.: Лаборатория знаний, 2020. 459 с.
20. ВЭД. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник для вузов / под ред. д-ра экономических наук, проф. Л. Е. Стровского. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити, 1999. 821 с.
21. Война брендов Coca Cola vs Pepsi. URL: https://stoneforest.ru/look/allabout/drinks/coca-cola-vs-pepsi (дата обращения: 10.05.2021).
22. Кустова И. Перекрестная эластичность спроса. Коэффициент перекрестной эластичности спроса. URL: https://www.syl.ru/article/211282/new_perekrestnaya-elastichnost-sprosa-koeffitsient-perekrestnoy-elastichnosti-sprosa (дата обращения: 10.05.2021).
23. Лебедев О. Т. Экономика отраслевых рынков: учебное пособие. М.: Изд-во Политехнического университета, 2009. 340 с.
24. Учебное пособие для студентов специальности 060800 дневной, вечерней и заочной форм обучения / сост. Н. Н. Пушина. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2002. 50 с.
25. Макроэкономика в 2 ч. Ч. 1: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Ю. В. Вымятнина, К. Ю. Борисов, М. А. Пахнин. М.: Юрайт, 2017. 294 с.
26. Симбиоз концепций поведенческой экономики и нейромаркетинга при воздействии на сознание потребителей / Е. А. Давыденко, А. А. Коломоец, К. М. Лашкова // Маркетинговые коммуникации. 2020. № 2. С. 106–116. DOI: https://doi.org/10.36627/2619-1407-2020-2-2-106-116
27. Friedman M. The optimum quantity of money, in The Optimum Quantity of Money and Other Essays. London and New York, Macmillan, 1969. P. 305.
28. Хайек Ф. А. Частные деньги / авт. предисл. В. А. Найшуль, Г. Г. Сапов. М.: Ин-т нац. модели экономики, 1996. 229 с. 

Цитирование :
Яковлев А. И. Противоречия экономической теории: конфликт теории и практики в эпоху цифровизации // Russian Journal of Economics and Law. 2021. Т. 15, № 3. С. 485–505. DOI: http://dx.doi.
org/10.21202/2782-2923.2021.3.485-505

Тип статьи : Научная статья

Дата поступления статьи :
11.06.2021

Дата принятия в печать :
05.08.2021

Дата онлайн размещения :
25.09.2021