по-русски

Actual Problems of
Economics and Law

 

16+

 

DOI: 10.21202/1993-047X.15.2021.1.174-186

скачать PDF

Authors :
1. Elena Yu. Bazhenova, PhD (Economics), Associate Professor
Southern Federal University



Intellect and intellectual practices in the digitalized world: review of the 5th International scientific conference “Interdisciplinarity in the modern social-humanitarian knowledge – 2020”


Objective: to familiarize a wide range of the Journal readers with the results of the “Interdisciplinarity-2020” conference and the new ideas and research results presented in the reports of Russian and foreign scientists focused on the problem of intelligence in the digital world.

 

Methods: a systematic approach to the cognition of social phenomena has determined the use of the following research methods: analysis, synthesis, comparison, structural and functional methods, content analysis.


Results: the content of the main reports presented at the international scientific event is described (by G. B. Kleiner, D. V. Ushakov, R. M. Nureyev, E. V. Balatsky, S. G. Kirdina-Chandler and other researchers), which analyze various aspects of the functioning and development of intelligence in the digital world, the types and levels of intelligence, and the impact on socio-economic processes. The speakers presented various views on the processes of digital transformation of the economy and society, including the analysis
of the main risks of implementing a digital project in Russia in terms of its impact on economic growth in the context of global political and economic trends. The thesis is formulated about the inevitability of the transition to a new type of economy – the intellectual economy, in which knowledge is the subject, and intelligence is the means of labor. Speakers from interdisciplinary positions hightlighted a number of urgent fundamental scientific problems that need to be solved: the creation of intellectual economy
institutions; the change of the legal environment; the formation of a legal system that ensures the functioning of intellectualized sociotechnical systems. The complex of problems and tasks in the field of higher education aimed at the formation of intellectual competencies for the digital world is considered, the role and position of universities in the modern world are assessed.


Scientific novelty: interdisciplinarity as one of the current trends in the development of scientific knowledge about man, nature and society is aimed at overcoming the fragmentation of disciplinary knowledge to ensure the effectiveness, consistency and harmony of social management and design. The novelty of the problems discussed at the conference was due to a special focus – “Intelligence in the digital world: influence, management, development”. Intelligence is considered as the main means
of achieving social goals at both macro-, meso- and microsocial levels. The reports presented in the article are focused on a comprehensive analysis of the key factors of socio-economic and humanitarian development, the most important of which today are knowledge and intelligence. The scientific novelty of the discussed problems lies in the totality of the object, subject and research methods: a comprehensive analysis of intelligence in the modern digital world; expansion of the semantic content of this concept; the analysis of the phenomena of various types of intelligence interweaving (natural, artificial, social), based on an interdisciplinary approach; and uniting the efforts of economists, sociologists, linguists, philosophers, lawyers, historians, as well as representatives of technical branches of knowledge.


Practical significance: the main provisions and conclusions of the review can be used in scientific and educational activities to improve the level and quality of information interaction when implementing interdisciplinary practices of the academic community, to identify and disseminate the best practices of interdisciplinary research, as well as to improve the management and planning of innovation activities of academic organizations, evaluation and expertise of research activities.


Keywords :

Interdisciplinarity; Intelligence; Digital world; Digital economy; University; Academic world


Bibliography :

1. Kirdina-Chendler S. G. Sociology and Interdisciplinary Research: Skipping Pages of a Journal Section, Sotsiologicheskie issledovaniya, 2020, No. 11, pp. 3–15 (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.31857/S013216250010672-2
2. Ushakov D. V. Speech of corresponding member of RAS D. V. Ushakov, Vestnik Rossiiskoi akademii nauk, 2019, Vol. 89, No. 4, pp. 376–378 (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.31857/S0869-5873894376-378
3. Kirdina S. G. Interdisciplinary research in economics and sociology: methodological issues, Obshchestvennye nauki i sovremennost', 2014, No. 5, pp. 60–75 (in Russ.).
4. Kirdina-Chandler S.G., Kleiner G.B. Social forecasting as an interdisciplinary project, Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies], 2016, No. 12, pp. 44–51 (in Russ.).
5. Kleiner G. B. Interdisciplinarity, systemacy, harmony – landmarks for social-economic research development, Prospects of development of interdisciplinary social-economic and humanitarian research, reports of the Round Table participants (June 24, 2015, Rostov-on-Don), Southern Federal University, ed. G. B. Kleiner, Rostov-on-Don, Izd-vo Yuzhnogo federal'nogo universiteta, 2015, pp. 12–32 (in Russ.).
6. Livet P. Promoting and Experimenting with Interdisciplinarity, Methods and Interdisciplinarity, ed. R. Waldeck, London, Hoboken, Wiley-ISTE, 2019, pp. 1–23.
7. Prospects of development of interdisciplinary social-economic and humanitarian research, reports of the Round Table participants (June 24, 2015, Rostov-on-Don), Southern Federal University, ed. G. B. Kleiner, Rostov-on-Don, Izd-vo Yuzhnogo federal'nogo universiteta, 2015 (in Russ.).
8. Ushakov D. V. Interaction of socio-humanitarian disciplines and the modern society. Transformation of the paradigm of law in the civilizational development of the humanity, reports of the members of the Russian Academy of Sciences at All-Russia scientific conferences with international participation, ed. A. N. Savenkov, Institut gosudarstva i prava RAN, 2019, pp. 237–259 (in Russ.).
9. Kleiner G. B. Intellectual economy of the new age: post-knowledge economy, The Economic Revival of Russia, 2020, No. 1, pp. 35–42 (in Russ.).
10. Kleiner G. B. Intellectual economy of the digital age, Economics and mathematical methods, 2020, Vol. 56, No. 1, pp. 18–33 (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.31857/S042473880008562-7

11. Kleiner G. B. Intelligence-based theory of the firm, Voprosy ekonomiki, 2021, No. 1. DOI: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-1-73-97
12. Interdisciplinarity in the modern social-humanitarian knowledge, works of the All-Russia scientific conference (Rostov-on-Don, June 22–23, 2016). Southern Federal University, ed. E. Yu. Bazhenova, Rostov-on-Don, Izd-vo Yuzhnogo federal'nogo universiteta, 2016 (in Russ.).
13. Interdisciplinarity in the modern social-humanitarian knowledge – 2017 (Academic world in interdisciplinary practices), works of the 2nd annual All-Russia scientific conference (Rostov-on-Don, June 22–24, 2017): in 3 vol. Southern Federal University, ed. E. Yu. Bazhenova, Rostov-on-Don; Taganrog, Izd-vo Yuzhnogo federal'nogo universiteta, 2017 (in Russ.).
14. Interdisciplinarity in the modern social-humanitarian knowledge – 2018 (Academic world and the issues of the digital society development), works of the 3rd International scientific conference (Rostov-on-Don, September 20–22, 2018): in 3 vol. Southern Federal University, ed. E. Yu. Bazhenova, Rostov-on-Don; Taganrog: Izd-vo Yuzhnogo federal'nogo universiteta, 2018 (in Russ.).
15. Interdisciplinarity in the modern social-humanitarian knowledge – 2019 (Knowledge as the objective, means and catalyst of social development in the digital world), works of the 4th International scientific conference (Rostov-on-Don, June 20–22, 2019): in 3 vol. Southern Federal University, ed. E. Yu. Bazhenova, Rostov-on-Don; Taganrog: Izd-vo Yuzhnogo federal'nogo universiteta, 2019 (in Russ.).
16. Kleiner G. B. Economy of non-knowledge, Strategic planning and development of an enterprise, works of the 21st All-Russia symposium (Moscow, November 10–11, 2020). Section 1, ed. G. B. Kleiner, Moscow, TsEMI RAN, 2020, pp. 70–73 (in Russ.).
17. Kleiner G. B., Rybachuk M. A., Ushakov D. V. Psychological factors of economic behavior: a systemic view, Terra Economicus, 2018, Vol. 16, No. 1, pp. 20–36 (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.23683/2073-6606-2018-16-1-20-36
18. Ushakov D. V., Lobanov A. G. Price of intellect: from psychological to economic categories, Psychological Science and Education, 2009, No. 4, pp. 15–30 (in Russ.).
19. Nureev R. M. Russian universities: yesterday, today, and tomorrow, Interdisciplinarity in the modern social-humanitarian knowledge – 2017 (Academic world in interdisciplinary practices), works of the 2nd annual All-Russia scientific conference (Rostov-on-Don, June 22–24, 2017): in 3 vol. Vol. 1: Plenary reports, Southern Federal University, ed. E. Yu. Bazhenova, Rostov-on-Don; Taganrog, Izd-vo Yuzhnogo federal'nogo universiteta, 2017, pp. 145–158 (in Russ.).
20. Balatskii E. V., Ekimova N. A. Competition of the socio-economic universities in Russia, Vestnik Rossiiskoi akademii nauk, 2018, Vol. 88, No. 10, pp. 897–907 (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.31857/S086958730002146-8
21. Balatskii E. V., Ekimova N. A. World Class Universities: Experience of Identification, Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2018, Vol. 62, No. 1, pp. 104–113 (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2018-62-1-104-113
22. Balatskii E. V., Ekimova N. A. Global competition of universities in the mirror of international rankings, Vestnik Rossiiskoi akademii nauk, 2020, Vol. 90, No. 8, pp. 726–738 (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.31857/S0869587320080022
23. Borte G. R., Okhrimenko S. A., Zhuravlev N. V., Bazhenova E. Yu., Bazhenov S. V. Shadow digital economy, Interdisciplinarity in the modern social-humanitarian knowledge – 2020 (Intellect in the digital world: influence, management, development), works of the 5th International scientific conference (Rostov-on-Don, November 19–21, 2020): in 3 vol. Vol. 3. Materials of discussions. Southern Federal University, ed. E. Yu. Bazhenova, Rostov-on-Don; Taganrog, Izd-vo Yuzhnogo federal'nogo universiteta, 2020, pp. 140–152 (in Russ.).
24. Kobylko A. A. Business ecosystems in the digital economy: stages of development and self-regulation. Interdisciplinarity in the modern social-humanitarian knowledge – 2020 (Intellect in the digital world: influence, management, development), works of the 5th International scientific conference (Rostov-on-Don, November 19–21, 2020): in 3 vol. Vol. 3. Materials of discussions. Southern Federal University, ed. E. Yu. Bazhenova, Rostov-on-Don; Taganrog, Izd-vo Yuzhnogo federal'nogo universiteta, 2020,
pp. 162–170 (in Russ.).
25. Interdisciplinarity in the modern social-humanitarian knowledge – 2020 (Intellect in the digital world: influence, management, development), works of the 5th International scientific conference (Rostov-on-Don, November 19–21, 2020): in 3 vol., Southern Federal University, Rostov-on-Don; Taganrog, Izd-vo Yuzhnogo federal'nogo universiteta (in Russ.).


Citation :

Bazhenova E. Yu. Intellect and intellectual practices in the digitalized world: review of the 5th International scientific conference “Interdisciplinarity in the modern social-humanitarian knowledge – 2020”, Actual Problems of Economics and Law, 2021, Vol. 15, No. 1, pp. 174–186 (in Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.15.2021.1.174-186


Type of article : The scientific article

Date of receipt of the article :
25.12.2020

Date of adoption of the print :
02.02.2021

Date of online accommodation :
25.03.2021

in English

Актуальные проблемы
экономики и права

 

16+

 

DOI: 10.21202/1993-047X.15.2021.1.174-186

скачать PDF

Авторы :
1. Елена Юрьевна Баженова, кандидат экономических наук, доцент
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»



Интеллект и интеллектуальные практики в цифровизирующемся мире: обзор Пятой международной научной конференции «Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании – 2020»


Цель: ознакомление широкого круга читателей журнала с результатами работы конференции «Междисциплинарность-2020» и новыми идеями и результатами исследований, представленными в докладах российских и зарубежных ученых, сфокусированных на проблеме интеллекта в цифровом мире.


Методы: системный подход к познанию социальных явлений определил следующие методы исследования: анализ, синтез, сравнение, структурно-функциональный, контент-анализ.


Результаты: описано содержание основных докладов, прозвучавших на международном научном мероприятии (Г. Б. Клейнера, Д. В. Ушакова, Р. М. Нуреева, Е. В. Балацкого, С. Г. Кирдиной-Чэндлер и других ученых), в которых анализируются различные аспекты функционирования и развития интеллекта в цифровом мире, типы и уровни интеллекта, влияние на социально-экономические процессы. Докладчики представили различные взгляды на процессы цифровой трансформации экономики и общества, в том числе анализировались основные риски реализации цифрового проекта в России с точки зрения его влияния на экономический рост в контексте глобальных мировых политико-экономических трендов. Сформулирован тезис о неизбежности перехода к новому типу экономики –
интеллектуальной экономике, в которой знания выступают предметом, а интеллект – средством труда. Докладчики с междисциплинарных позиций выделили ряд актуальных фундаментальных научных проблем, требующих своего решения: создание институтов интеллектуальной экономики; изменение правовой среды, формирование правовой системы, обеспечивающей функционирование интеллектуализированных социотехнических систем. Рассмотрен комплекс проблем и задач в сфере высшего образования по формированию интеллектуальных компетенций для цифрового мира, дана оценка роли и позиции университетов в современном мире.

 

Научная новизна: междисциплинарность – одна из современных актуальных тенденций развития научного знания о человеке, природе и обществе – нацелена на преодоление фрагментарности дисциплинарного знания для обеспечения эффективности, системности и гармоничности социального управления и проектирования. Новизна обсуждавшихся на конференции проблем задавалась специальным фокусом – «Интеллект в цифровом мире: влияние, управление, развитие». Интеллект рассматривается в роли основного средства достижения общественных целей как на макро-, так и мезо- и микросоциальных уровнях. Представленные в статье доклады ориентированы на всесторонний анализ ключевых факторов социально-экономического и гуманитарного развития, важнейшими из которых сегодня выступают знания и интеллект. Научная новизна обсуждаемых проблем заключается в совокупности объекта, предмета и методов исследований: комплексном анализе интеллекта в современном цифровом мире, расширении смыслового наполнения этого понятия, анализе феноменов переплетения различных видов интеллекта (естественного, искусственного, социального), на базе междисциплинарного подхода, объединении усилий экономистов, социологов, лингвистов, философов, юристов, историков, а также представителей технических отраслей знания.


Практическая значимость: основные положения и выводы обзора могут быть использованы в научной и образовательной деятельности для повышения уровня и качества информационного взаимодействия при реализации междисциплинарных практик академического сообщества, для выявления и распространения лучших практик междисциплинарных исследований, а также для совершенствования управления и планирования инновационной деятельности академических организаций, оценивания и экспертизы научно-исследовательской деятельности.


Ключевые слова :

междисциплинарность; интеллект; цифровой мир; цифровая экономика; университет; академический мир


Cписок литературы :

1. Кирдина-Чэндлер С. Г. Социология и междисциплинарные исследования: по следам одной рубрики // Социологические исследования. 2020. № 11. С. 3–15. DOI: https://doi.org/10.31857/S013216250010672-2
2. Ушаков Д. В. Выступление члена-корреспондента РАН Д. В. Ушакова // Вестник Российской академии наук. 2019. Т. 89, № 4. С. 376–378. DOI: https://doi.org/10.31857/S0869-5873894376-378
3. Кирдина С. Г. Междисциплинарные исследования в экономике и социологии: проблемы методологии // Общественные науки и современность. 2014. № 5. С. 60–75.
4. Кирдина С. Г., Клейнер Г. Б. Социальное прогнозирование как междисциплинарный проект // Социологические исследования. 2016. № 12. С. 44–51.
5. Клейнер Г. Б. Междисциплинарность, системность, гармония – ориентиры развития социально-экономических исследований // Перспективы развития междисциплинарных социально-экономических и гуманитарных исследований: доклады и выступления участников круглого стола (24 июня 2015, Ростов-на-Дону), Южный федеральный университет / ред. Г. Б. Клейнер. Ростов н/Д: Изд-во Южного федерального университета, 2015. С. 12–32.
6. Livet P. Promoting and Experimenting with Interdisciplinarity // Methods and Interdisciplinarity / ed. R. Waldeck. London, Hoboken: Wiley-ISTE, 2019. Pp. 1–23.
7. Перспективы развития междисциплинарных социально-экономических и гуманитарных исследований: доклады и выступления участников круглого стола (24 июня 2015, Ростов-на-Дону), Южный федеральный университет / ред. Г. Б. Клейнер. Ростов н/Д: Изд-во Южного федерального университета, 2015.
8. Ушаков Д. В. Взаимодействие социогуманитарных наук и современное общество // Трансформация парадигмы права в цивилизационном развитии человечества: доклады членов Российской академии наук Всероссийских научных конференций с международным участием / ред. А. Н. Савенков. Изд-во: Институт государства и права РАН, 2019. С. 237–259.
9. Клейнер Г. Б. Интеллектуальная экономика нового века: экономика постзнаний // Экономическое возрождение России. 2020. № 1. С. 35–42.
10. Клейнер Г. Б. Интеллектуальная экономика цифрового века // Экономика и математические методы. 2020. Т. 56, № 1. С. 18–33. DOI: https://doi.org/10.31857/S042473880008562-7
11. Клейнер Г. Б. Интеллектуальная теория фирмы // Вопросы экономики. 2021. № 1. DOI: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-1-73-97
12. Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании: материалы Всероссийской научной конференции (Ростов-на-Дону, 22–23 июня 2016 г.). Южный федеральный университет / ред. Е. Ю. Баженова. Ростов н/Д: Изд-во Южного федерального университета, 2016.
13. Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании – 2017 (Академический мир в междисциплинарных практиках): материалы Второй ежегодной Всероссийской научной конференции (Ростов-на-Дону, 22–24 июня 2017 г.): в 3 т. Южный федеральный университет / ред. Е. Ю. Баженова. Ростов н/Д; Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2017.
14. Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании – 2018 (Академический мир и проблемы становления цифрового общества): материалы Третьей международной научной конференции (Ростов-на-Дону, 20–22 сентября 2018 г.): в 3 т. Южный федеральный университет / ред. Е. Ю. Баженова. Ростов н/Д; Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2018.
15. Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании – 2019 (Знания как цель, средство и катализатор общественного развития в цифровом мире): материалы Четвертой международной научной конференции (Ростов-на-Дону, 20–22 июня 2019 г.): в 3 т. Южный федеральный университет / ред. Е. Ю. Баженова. Ростов н/Д; Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2019.
16. Клейнер Г. Б. Экономика незнания // Стратегическое планирование и развитие предприятия: материалы XXI Всероссийского симпозиума (г. Москва, 10–11 ноября 2020 г.). Секция 1 / ред. Г. Б. Клейнер. М.: ЦЭМИ РАН, 2020. С. 70–73.
17. Психологические факторы экономического поведения: системный взгляд / Г. Б. Клейнер, М. А. Рыбачук, Д. В. Ушаков // Terra Economicus. 2018. Т. 16, № 1. С. 20–36. DOI: https://doi.org/10.23683/2073-6606-2018-16-1-20-36

18. Ушаков Д. В., Лобанов А. Г. Цена интеллекта: от психологических категорий к экономическим // Психологическая наука и образование. 2009. № 4. С. 15–30.
19. Нуреев Р. М. Российские университеты: вчера, сегодня и завтра // Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании – 2017 (Академический мир в междисциплинарных практиках): материалы Второй ежегодной Всероссийской научной конференции (Ростов-на-Дону, 22–24 июня 2017 г.): в 3 т. Т. 1. Пленарные доклады, Южный федеральный университет / ред. Е. Ю. Баженова. Ростов н/Д; Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2017.
С. 145–158.
20. Балацкий Е. В., Екимова Н. А. Конкуренция социально-экономических университетов России // Вестник Российской академии наук. 2018. Т. 88, № 10. С. 897–907. DOI: https://doi.org/10.31857/S086958730002146-8
21. Балацкий Е. В., Екимова Н. А. Опыт идентификации университетов мирового класса // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62, № 1. С. 104–113. DOI: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2018-62-1-104-113
22. Балацкий Е. В., Екимова Н. А. Глобальная конкуренция университетов в зеркале международных рейтингов // Вестник Российской академии наук. 2020. Т. 90, № 8. С. 726–738. DOI: https://doi.org/10.31857/S0869587320080022
23. Теневая цифровая экономика / Г. Р. Бортэ, С. А. Охрименко, Н. В. Журавлев, Е. Ю. Баженова, С. В. Баженов // Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании – 2020 (Интеллект в цифровом мире: влияние, управление, развитие): материалы Пятой международной научной конференции (Ростов-на-Дону, 19–21 ноября 2020 г.): в 3 т. Т. 3: Материалы дискуссий. Южный федеральный университет / ред. Е. Ю. Баженова. Ростов н/Д; Таганрог: Изд-во
Южного федерального университета, 2020. С. 140–152.
24. Кобылко А. А. Бизнес-экосистемы в цифровой экономике: этапы развития и саморегулирование // Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании – 2020 (Интеллект в цифровом мире: влияние, управление, развитие): материалы Пятой международной научной конференции (Ростов-на-Дону, 19–21 ноября 2020 г.): в 3 т. Т. 3: Материалы дискуссий. Южный федеральный университет / ред. Е. Ю. Баженова. Ростов н/Д; Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2020. С. 162–170.
25. Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании – 2020 (Интеллект в цифровом мире: влияние, управление, развитие): материалы Пятой международной научной конференции (Ростов-на-Дону, 19–21 ноября 2020 г.): в 3 т. Южный федеральный университет. Ростов н/Д; Таганрог: Изд-во Южного федерального университета.


Цитирование :

Баженова Е. Ю. Интеллект и интеллектуальные практики в цифровизирующемся мире: обзор Пятой международной научной конференции «Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании – 2020» // Актуальные проблемы экономики и права. 2021. Т. 15, № 1. С. 174–186. DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.15.2021.1.174-186


Тип статьи : Научная статья

Дата поступления статьи :
25.12.2020

Дата принятия в печать :
02.02.2021

Дата онлайн размещения :
25.03.2021